Р А Д И О Л О К А Ц И Я


Архив сообщений 2000 г   

Оглавление

архив 2003 г

архив 2002 г

архив 2001 г


5-я конференция по проблемам снижения демаскирующих признаков и обеспечения малозаметности боевых средств
Летные испытания РЛС на воздушной платформе для обнаружения мин в Косово
Китай активизировал переговоры с Россией по закупке самолетов А-50
Планы США по развертыванию национальной противоракетной обороны
Мобильный радар "Комар-2" чешской разработки поступит на вооружение чешской армии
Система УВД РФ включает в себя 490 РЛС, 120 центров и около 400 командно-диспетчерских пунктов
"Томсон рейкал дифенс" получила контракт на работы по обнаружению самолетов типа "стелс"
"Фазатрон" рекламирует пакет программ по модернизации самолетов
В России завершается проектирование нового авиационного комплекса радиолокационного дозора А-50Э, который может быть заказан Китаем
Россия предложила странам АТР новейшие средства РЭБ
Завершены предварительные заводские испытания РЛС "Волга"
IAI считается главным претендентом на модернизацию польских Су-24
ОКБ МЭИ разработало систему обнаружения сухопутных мин
РЛС НПРО обнаружила и распознала цели на испытаниях
Начались испытания РЛС СПРН "Волга"
Возможности самолетов "Орион", базирующихся на севере Норвегии
Спутник типа "Лакросс" встал на орбиту
ВВС США приступили к испытаниям нового магнитного радиопоглощающего материала
Комплекс радиолокационного наблюдения и связи "Кордон-2"
РЛС для бывшего соцлагеря
США отказались от планов создания нового поколения разведывательных спутников
Тайвань намерен создать самолет-невидимку
Минобороны Великобритании организует исследования по обнаружению малых целей
"Нортроп" модернизировал В-2
"ПВО готовится к ученьям
Япония намерена продолжать разработку ПРО ТВД
"Пэтриот" делает успехи в борьбе с КР С БР
"Жук" для МИГ-29СМТ
"Шмель" отправится в Китай
Разработчики НПРО надеются распознавать ложные цели
Япония намерена развернуть собственную систему предупреждения
Русско-немецкая БРЛС в рабочем режиме
Квадратный километр радиотелескопа
"Волга" замкнет единое поле СПРН
АВАКС на пути в космос
Национальная система ПРО США
Программа РЛС космического базирования
Оружие для США



5-я конференция по проблемам снижения демаскирующих признаков и обеспечения малозаметности боевых средств
31 января - 1 февраля 2001 г. в Лондоне состоится 5-я ежегодная международная конференция по проблемам снижения демаскирующих признаков и обеспечения малозаметности боевых средств (Signature Management - The Pursuit of Stealth). Конференция проводится компанией "SMi дифенс". В конференции примут участие представители научных учреждений, фирм-разработчиков и военных организаций из США и европейских стран. Намечаются доклады, касающиеся проблем снижения демаскирующих признаков и повышения малозаметности авиационной, ракетной и морской военной техники. В частности предполагается рассмотреть такие проблемы, как влияние магнитных, электрических и акустических факторов на обеспечение малозаметности морской техники; требования по снижению демаскирующих признаков при создании будущих систем оружия воздушного базирования; перспективы развития нидерландских ВМС с точки зрения удовлетворения требованиям по обеспечению малозаметности; разработка перспективных малозаметных ракет; контролирование акустических характерных признаков; технология борьбы с малозаметными ЛА; разработка малозаметных самолетов типа F-22 "Рэптор"; обнаружение военных кораблей с использованием акустических средств; создание перспективных надводных кораблей (фрегатов) с использованием новых технологий; формирование изображений с помощью радиолокационных средств и др. В ходе конференции намечено проведение двух заседаний рабочих групп по проблемам обеспечения комплексного контроля за характерными признаками боевых средств и повышения их живучести, а также посвященного рассмотрению последних разработок в этой области в США. В списке выступающих представители фирм ДАЗА, "Локхид-Мартин", "Матра-БАе дайнэмикс", "Томсон-CSF", "Роллс-Ройс", EADS и др. Для контакта: Mail: SMi conferences Ltd, N1, New Concordia Wharf, Mill Street, London SE1 2BB Tel: +44(0)20-7252-2222 Fax: +44(0)20-7252-2272. Internet: www.smi-online.co.uk/signaturemanagement.asp, (Press Release, SMi Defence Conferences, 2001. 29.12.00)

Летные испытания РЛС на воздушной платформе для обнаружения мин в Косово
Исследовательское управление DERA (Defense Evaluation and Research Agency) при министерстве обороны Великобритании завершило испытание опытного образца РЛС с синтезированной апертурой, работающей в ультрашироком диапазоне, которая была установлена на воздушной платформе и предназначалась для обнаружения мин и неразорвавшихся боеприпасов. Эти испытания проводились над территорией Косово. Работы по этому проекту осуществляет фирма "Майнсикер", являющаяся совместным предприятием управления DERA и фирмы "Лайтшип груп".

Фирма "Майнсикер" намеревается использовать дирижабли в качестве мобильной воздушной платформы для отработки датчиков, предназначенных для обнаружения и установления местонахождения заминированных зон, а также неразорвавшихся кассетных авиабомб и других боеприпасов. Так на этом дирижабле помимо РЛС ультраширокого диапазона были установлены оптикоэлектронные датчики. Развертывание этого дирижабля над территорией Косово обеспечило возможность получения видеоинформации и данных в интересах координационного центра ООН MACC (Mine Action Coordination Center), который проводит в этой стране операции по разминированию территорий. В январе этого года в Великобритании управление DERA провело летные испытания, предусматривавшие проверку возможности установки РЛС на дирижабле с мягкой оболочкой, наполненной гелием. Аналогичный дирижабль A60, который использовался в Косово, был изготовлен фирмой "Америкен блимп". Данные, полученные во время испытаний РЛС ультраширокого диапазона, теперь изучаются специалистами DERA в Великобритании. Установленный на этой платформе датчик предназначался для определения местоположения и распознавания металлических и пластиковых мин.

Испытания дирижабля с РЛС начались 4 октября; четыре дня спустя в операции, которая продолжалась до 14 ноября, принял участие пилотируемый дирижабль. Запуски осуществлялись с баз в Косово и Италии. В течение шести недель группа специалистов фирмы "Майнсикер" обследовала 30 участков территорий в Косово, в ходе которого определяла местонахождение, проводила идентификацию и картографирование зафиксированных минных полей, а также поиск неразорвавшихся боеприпасов после нанесения ударов с использованием кассетных авиабомб. (Aviation Week & Space Technology, 27.11.2000, v.153, N 22, p.38).

Китай активизировал переговоры с Россией по закупке самолетов А-50
Китай активизировал переговоры с Россией после неудачи с заключением сделки между Пекином и Израилем по продаже системы ДРЛО "Фалкон". Китай намерен вести переговоры о покупке четырех самолетов усовершенствованной модификации А-50Э. Конкретные условия сделки будут обсуждаться на заседаниях двусторонней российско-китайской комиссии по ВТС.

До расторжения сделки Израиля с Китаем планировалось, что ТАНТК им. Бериева поставит самолет А-50 в Израиль для интеграции его с РЛС "Фалкон" в интересах ВС Китая (в свое время ТАНТК им. Бериева совместно с НПО "Вега" создали радиолокационный комплекс дальнего дозора и наведения А-50 на базе транспортного самолета Ил-76). Однако на определенном этапе работ ТАНТК и "Израэль эйркрафт индастриз" по созданию российско-израильского самолета ДРЛО с БРЛС "Фалкон" фирмы "Элта" в рамках контракта, подписанного на салоне Ле-Бурже в 1997 году, головной разработчик российского комплекса А-50 - Московский научно-исследовательский институт приборостроения МНИИП (бывшее НПО "Вега") - вышел с предложением о самостоятельной модификации А-50 в экспортный вариант А-50Э и продажи его Китаю, Индии и другим странам без участия Израиля. Это предложение нашло поддержку у руководства Минобороны РФ, которое посчитало, что если ТАНТК и МНИИП будут заключать сделку с Китаем без участия Израиля, выиграют все. Российские разработчики и производители получат гораздо больше за самолет А-50Э, чем могли бы выручить от поставки российско-израильского А-50. А Китаю покупка А-50Э у России обойдется дешевле, чем интеграция израильской системы "Фалкон" с базовым самолетом А-50. Предположительная стоимость ДРЛО А-50Э составит 180-200 млн дол. МНИИП потребуется примерно 3 года на завершение испытаний новой РЛС и ее интеграции с существующим самолетом. Пока идут работы, МНИИП намерен предложить Китаю в лизинг три базовых машины А-50 из состава ВВС России, на вооружении которых находятся 16 таких самолетов.

Поставки Китаю российских авиационных комплексов ДРЛО А-50 начнутся в 2001 году. Такая договоренность была достигнута во время визита в Пекин в конце октября - начале ноября этого года вице-премьера правительства РФ Ильи Клебанова.

Самолет А-50Э является многоцелевым универсальным комплексом межвидового применения и способен стать интегратором всех видов вооруженных сил Китая - военно-воздушных, военно-морских и сухопутных. В ходе модернизации предполагается существенное повышение боевых возможностей самолета. Дальность обнаружения целей А-50Э увеличивается на 30% и составляет 100-600 км в зависимости от типа цели, число трасс сопровождаемых объектов - втрое /до 300/, число наводимых истребителей - в 1,5 раза /до 12, при координатной поддержке - до 30/. Максимальное время полета самолета с дозаправкой в воздухе составляет 12 ч, количество мест операторов - 11. Экипаж летный комплекса - 5 человек, технический - 10. Максимальная скорость - 810 км/час., крейсерский потолок - 10 км., дальность полета - 7,5 тыс. км.

Великобритания, затратив более 1 млрд фунтов стерлингов на создание собственного комплекса "Нимрод" (аналога А-50), была вынуждена отказаться от его разработки и заказать Е-3А в США. (ИТАР-ТАСС 14.12.00)

Планы США по развертыванию национальной противоракетной обороны
Россия располагает данными о планах развертывания США национальной противоракетной обороны. Если США все-же пойдут на нарушение договора по ПРО от 1972 года, то на первом этапе система национальной ПРО США предполагает развернуть 100 противоракет наземного базирования на Аляске, радиолокационную станцию /РЛС/ ПРО для управления боевыми действиями на одном из островов штата Аляска, пять РЛС предупреждения о ракетном нападении /в Гренландии, Великобритании, в американских штататах Аляска, Калифорния и Массачусет/, которые планируется модернизировать в целях придания им способности решать задачи ПРО.

На последующих этапах США планируют повысить способности системы за счет дополнительного развертывания сети специализированных РЛС ПРО, в том числе, за пределами своей национальной территории - в Великобритании и Гренландии и увеличить количество противоракет и их пусковых установок, разместив их в новых районах развертывания.

США намерены ввести в строй многоцелевую космическую информационную систему "СБИРС". В Велибритании, в окрестностях города Менуит Хилл, на американской базе Харрогейт ведется строительство объекта, который будет использоваться в качестве наземного элемента указанной многоцелевой космической информационной системы.

Россия на всех уровнях пытается дать понять США, что не согласится с их предложением по пересмотру договора по ПРО от 1972 года, поскольку считает этот документ гарантом стратегической стабильности в мире. Кроме этого, Россия выражает надежду, что ей удастся убедить Европу в необходимости создания нестратегической общеевропейской ПРО. В ближайшей перспективе Москва может представить европейским партнерам для обсуждения свои конкретные предложения по порядку, масштабам и срокам развертывания формирований нестратегической общеевропейской ПРО. (ИТАР-ТАСС, 5.12.00)

Мобильный радар "Комар-2" чешской разработки поступит на вооружение чешской армии
Мобильные радары нового поколения поступят на вооружение чешской армии. В ближайшие месяцы армия получит шесть активных передвижных радиолокационных систем "Комар-2". "В их комплектации - источник стабильного получения энергии, который обеспечит бесперебойную работу радара в условиях военных действий", - сообщил высокопоставленный представитель министерства промышленности и торговли Чехии. "Комар-2" производится по заказу министерства обороны Чехии на предприятии "Тесла-Пардубице" (Восточная Чехия). Стоимость одной радиолокационной системы - 3 млн дол. В перспективе Прага намерена предложить "Комар-2" для продажи на мировом рынке вооружений и, прежде всего, для государств-членов НАТО. Интерес к покупке нового чешского радара проявили Польша и Венгрия. "Комар-2" значительно дешевле аналогов западного производства и полностью соответствует техническим стандартам, принятым в НАТО. (ИТАР-ТАСС, 03.12.00)

Система УВД РФ включает в себя 490 РЛС, 120 центров и около 400 командно-диспетчерских пунктов
Интенсивность движения в воздушном пространстве России в 2000 году практически не изменится по сравнению с 1999 годом и составит 560 тыс. 940 полетов Об этом заявил начальник управления регулирования ОВД Государственной службы гражданской авиации Минтранса РФ Леонид Щербаков. По его словам, интенсивность полетов иностранных компаний в воздушном пространстве РФ уменьшится на 1 тыс. 840 полетов и составит 120 тыс. 885 полетов. Интенсивность полетов отечественных компаний в 2000 году увеличится всего на 1 тыс. 870 полетов и составит 280 тыс. 655 полетов. Система УВД РФ в настоящее время обслуживает в РФ 25 млн кв км, включая 8 млн кв км над открытыми водами, 632 аэропорта, более 70 воздушных судов одновременно, а также более 500 тыс. полетов в год российских и зарубежных авиакомпаний. Она включает в себя 490 РЛС, более 700 единиц средств навигации и связи, 120 центров УВД, около 400 командно-диспетчерских пунктов. В системе работает более 40 тыс. человек. (ИТАР-ТАСС 27.11.00)

"Томсон рейкал дифенс" получила контракт на работы по обнаружению самолетов типа "стелс"
По сообщению журнала Aviation Week & Space Technology, в течение трех лет фирма "Томсон рейкал дифенс" будет проводить исследовательские работы, связанные с разработкой средств обнаружения летательных аппаратов, которые создаются с использованием технологий "стелс". Исследования будут проводиться по контракту стоимостью 3 млн фунтов стерлингов (4,3 млн дол), выданному министерством обороны Великобритании. Основное внимание будет сфокусировано по разработке новых методов обнаружения, сопровождения и классификации самолетов, беспилотных летательных аппаратов и систем оружия типа "стелс". В ходе исследований будут рассмотрены 10 отдельных проектов, в том числе предусматривающих разработку бистатических и мультистатических РЛС. По заявлению официальных представителей указанной фирмы, намечается изучить подходы к созданию в среднеотдаленной и дальней перспективе РЛС воздушного и наземного базирования, а также возможности их использования на существующих самолетах и других ЛА. В работах примут участие специалисты из исследовательского управления DERA (Defense Evaluation and Research Agency) при министерстве обороны Великобритании и из лондонского университета. Aviation Week & Space Technology, 13.11.2000, v.153, N20.

"Фазатрон" рекламирует пакет программ по модернизации самолетов
Ведущее российское предприятие по производству бортовых авиационных РЛС НИИ "Фазатрон" разработало пакет программ модернизации, которые повысят боевые возможности самолетов и снизят стоимость их обслуживания. Предприятие предлагает эти программы для ВВС России и других стран. Принимая во внимание, что ограниченный бюджет заставил российские ВВС отложить закупку новых РЛС с фазированной антенной решеткой, НИИ "Фазатрон" предложил модифицировать РЛС, используемые на истребителях МиГ-29 и Су-27. Предприятие называет свой комплекс программ модернизации "1,5", поскольку его осуществление обойдется в 1,5 раза дешевле, чем установка новых РЛС, сообщил генеральный директор НИИ "Фазатрон" Анатолий Канащенков. Представители ВВС России отказались сообщить, когда планируется дать ответ на предложение "Фазатрона", заметив только, что в условиях дефицита бюджета воспользоваться этим пакетом программ было бы разумнее, чем заменить старые БРЛС на новые. Модернизация, предлагаемая НИИ "Фазатрон" состоит в замене самых старых или самых ненадежных компонентов БРЭО истребителей, таких как высоко- и низкочастотных радиоприемников, синхронизаторов и преобразователей информации и сигналов. Кроме того, будет производиться замена бортовых компьютеров на более мощные ЭВМ. Например, этот пакет программ может использоваться для модернизации РЛС Н-019, также разработанной для МиГ-29 НИИ "Фазатрон". Предприятие уже модернизировало один комплект Н-019 в соответствии с программой "1,5". Модернизированный вариант демонстрировался на авиасалоне ИЛА-2000" в Берлине. Модернизированная система Н-019 позволяет производить картографирование земной поверхности в режиме синтезированной аппертуры с разрешением 3 м, т.е позволяет обнаруживать предметы размером до 3 м и более и поражать наземные цели. Кроме того, дальность обнаружения воздушных целей у модернизированной РЛС составляет 70-100 км. По словам А.Канащенкова, срок службы модернизированных систем Н-019 составит 20 лет, что на 40% больше, чем для базовой РЛС, а стоимость ее обслуживания снизится в три раза. Однако, чтобы истребитель с модернизированной в соответствии с программой "1,5" смог наносить удары по наземным целям, его система управления огнем также должна пройти модернизацию, а модифицированная РЛС должна быть интегрирована с системой ракет класса "воздух-поверхность". Что касается истребителя Су-27, его РЛС Н-001 может быть модернизирована по тому же типу. В настоящее время НИИ "Фазатрон" разрабатывает такие же предложения по модернизации РЛС для истребителей МиГ-25 и МиГ-23, которые находятся на вооружении как России, так и многих зарубежных стран. Одной из альтернатив предложенному пакету программ по модернизации является замена РЛС Н-019 и Н-001 на новые РЛС "Жук-М-С" и "Жук-М", недавно разработанные НИИ "Фазатрон". Эти две системы позволяют обнаруживать цель на расстоянии до 130 и 180 км соответственно. Каждая из систем может сопровождать до 20 целей. В настоящее время НАЗ "Сокол" проводит модернизацию МиГ-21 для ВВС Индии и НИИ "Фазатрон" оборудует их перспективной БРЛС "Копье". Эта БРЛС может устанавливаться под фюзеляжем истребителя и обнаруживать до 8 целей на расстоянии до 57 км. "Фазатрон" предлагает установить также БРЛС "Копье" на Су-25 российских ВВС. Defense News, 16.10.2000, v.15, N 41.

В России завершается проектирование нового авиационного комплекса радиолокационного дозора А-50Э, который может быть заказан Китаем
Российские специалисты завершают этап опытно-конструкторских работ по созданию нового авиационного комплекса радиолокационного дозора А-50Э, который может быть заказан Китаем. О продолжении дискуссии на эту тему с китайской стороной заявил находящийся в КНР с официальным визитом председатель правительства РФ Михаил Касьянов. Конкретные условия сделки будут обсуждаться в ноябре-декабре этого года на заседании двусторонней российско-китайской комиссии по ВТС. Комплекс А-50Э (экспортный) создается с 1990 года Московским НИИ приборостроения и Таганрогским АНТК имени Бериева путем модернизации состоящего на вооружении российской армии комплекса А-50. В ходе модернизации предполагается существенное повышение боевых возможностей самолета. Дальность обнаружения целей А-50Э увеличивается на 30% и составляет 100-600 км в зависимости от типа цели, число трасс сопровождаемых объектов - втрое (до 300), число наводимых истребителей - в 1,5 раза (до 12, при координатной поддержке - до 30). Максимальное время полета самолета с дозаправкой в воздухе составляет 12 ч, количество мест операторов - 11. Уникальное оборудование, входящее в состав комплекса, обеспечивает одновременное решение задач разведки, целеуказания, управления, связи и воздушного командного пункта. Основу радиолокационного оборудования составляет многорежимная БРЛС с высокой частотой повторения когерентных ВЧ-импульсов. Обзор пространства осуществляется с помощью антенны размерами 9,0х1,5м, вращающейся в горизонтальной плоскости с постоянной скоростью 6 об./мин. Комплекс А-50Э способен обнаруживать воздушные цели, в том числе на предельно малых высотах и над местностью любого рельефа, а также морские цели, определять государственную принадлежность цели, передавать информацию о ее траектории на автоматизированные системы управления и наведения. Кроме военного применения, А-50Э может быть использован и в мирных целях. Например, в чрезвычайных ситуациях при нарушении энергоснабжения и связи он способен взять на себя управление воздушным движением. ИТАР-ТАСС 4.11.00

Россия предложила странам АТР новейшие средства РЭБ
На авиасалоне "Эйршоу Чайна-2000" Россия предложила странам АТР новейшие средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ). На стендах российской экспозиции развернута комплексная система, приобретение которой гарантирует надежный электронный щит для прикрытия от любых видов оружия, включая высокоточное. Как сообщил генеральный конструктор средств РЭБ Юрий Перунов, этот электронный щит включает средства радиоэлектронной разведки и подавления систем противника, используемых для управления и наведения современных систем оружия. Средства радиоэлектронной разведки обеспечивают своевременное обнаружение замыслов противника и обеспечивают управление комплексами противовоздушной обороны и создания помех. Предлагаемая Россией система мгновенно подавляет бортовые локаторы ударных и разведывательных самолетов, а также самолетов типа АВАКС. Приобретение такой системы позволит любой стране многократно повысить живучесть своих вооруженных сил в условиях военного конфликта. Отсутствие подобной системы в Ираке и Югославии позволило авиации стран НАТО безраздельно господствовать в воздухе, отметил генеральный конструктор. ИТАР-ТАСС 8.11.00

Завершены предварительные заводские испытания РЛС "Волга"
Завершены предварительные заводские испытания стратегического объекта войск ракетно-космической обороны РВСН России в Барановичах (РЛС "Волга"). Как заявил главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал армии Владимир Яковлев, постановка радара на боевое дежурство во многом будет зависеть от финансирования. "Многие работы на объекте пока проведены в долг перед российскими и белорусскими предприятиями", - отметил главком.

"РЛС в Барановичах будет осуществлять наблюдение за космическим пространством в интересах Системы предупреждения о ракетном нападении России и стран СНГ на одном из основных ракетоопасных направлений", - пояснил Владимир Яковлев.

Российская РЛС дальнего обнаружения баллистических ракет и космических аппаратов обеспечит контроль северо-западного ракетоопасного направления и повысит боевую эффективность РВСН. Радар в Барановичах не просто восстановит единое радиолокационное поле на западном и северо-западном направлениях, но и сделает его намного эффективнее, считают российские военные эксперты.

Объект способен отслеживать пуски баллистических ракет над всей территорией Европы и Западной Атлантики. (ИТАР-ТАСС 28.10.00)

IAI считается главным претендентом на модернизацию польских Су-24
Министерство обороны Израиля рассматривает фирму "Израэль эйркрафт индастриз" (IAI) в качестве главного претендента на получение контракта по программе модернизации примерно 98 состоящих на вооружении польских ВВС истребителей Су-24М4/УМ3, предусматривающей установку новых РЛС для системы управления огнем (СУО), бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) и оборудования связи. По сообщениям информированных источников, фирма IAI, которой отдается предпочтение перед другой израильской фирмой -"Элбит системз", в рамках польского проекта будет ответственна за интеграцию на самолетах Су-24 израильского оборудования. Фирма IAI предлагает различные системы, например многорежимную РЛС для СУО, разработанную ее отделением "Элта электроникс".

По заявлениям израильских и польских источников, официальное сообщение о победителе конкурса по модернизации самолетов Су-24 будет сделано Варшавой в ближайшие несколько месяцев, а к работам намечается приступить в начале следующего года. Считается, что приоритет в этом конкурсе будет отдан Израилю; в конкурсной программе также участвуют французская фирма "Сажем" и европейское объединение EADS. Военное руководство Польши склоняется к выбору израильской фирмы, но прежде польское правительство должно принять официальное решение о выделении финансовых средств на эту программу. Предполагается, что фирма IAI представит два отдельных предложения на работы стоимостью в диапазоне 80-200 млн дол, согласно которым предусматривается модернизация или всех 98 Су-24, или партии из 36 изделий. Возможно, что фирма "Элбит" получит приглашение на поставку такого например оборудования, как коллиматорный индикатор на лобовом стекле HUD (Head-up Display), однако такие переговоры не начнутся, пока Варшава не подтвердит выбор контрактанта и не гарантирует финансирование под эту программу.

Фирмы "Элбит" и IAI уже накопили опыт в области модернизации истребителей советской эпохи, причем первая из них сейчас завершает модернизацию 100 МиГ-21 для Румынии, а вторая модернизирует такие же самолеты для неуказанного заказчика. По заявлению официального представителя Польши, НАТО одобрило проект модернизации Су-22, что крайне необходимо, поскольку правительство отложило планы закупки 60 истребителей западного производства из-за ограниченных бюджетных средств. (Jane's Defence Weekly, 25.10.2000, v.34, N 17).

ОКБ МЭИ разработало систему обнаружения сухопутных мин
В ОКБ МЭИ разработана радиометрическая система обнаружения сухопутных мин, устанавливаемая на вертолетах типа Ми-8 и Ми-17.

Cистема обнаружения представляет собой многоканальный сканирующий радиометр, работающий в радио- и инфракрасном диапазоне, который при высоте полета 50 метров позволяет в 25-метровой рабочей зоне обнаруживать неметаллические и металлические мины с глубиной залегания до 1метра. Большой интерес к новинке ОКБ МЭИ в настоящее время проявляют африканские страны. "Промэкспорт" ведет активную работу по продвижению на мировой рынок вертолетных комплексов обнаружения противопехотных мин и в ближайшее время рассчитывает на заключение контрактов.(ИТАР-ТАСС 10.00)

РЛС НПРО обнаружила и распознала цели на испытаниях
В рамках программы создания системы НПРО Пентагон осуществил 28 сентября два новых испытания. В ходе первого из них МБР "Минитмен-3", стартовавшая с базы ВВС США Ванденберг (шт. Калифорния), вывела в околоземное пространство 20 объектов, которые должен был "засечь" и распознать прототип создаваемой наземной РЛС.

По предварительным данным Пентагона, РЛС, находящаяся в Тихом океане на атолле Кваджалейн, обеспечила выполнение этой задачи. В ходе другого испытания, осуществленного также с использованием "Минитмен-3", но через два часа после первого, была, в частности, проверена работоспособность системы связи противоракеты с наземной РЛС.

Как заявил официальный представитель Пентагона Кеннет Бейкон, следующие испытания планируется провести в начале 2001 года. Ранее они намечались на ноябрь нынешнего года, но были перенесены на более позднее время в связи с выявившимися техническими проблемами. Два предыдущих испытания в рамках создания НПРО, осуществленные в июле, завершились неудачей. Нынешние испытания, отметил Бейкон, продолжают работы по созданию системы, хотя решение о ее развертывании было отложено. (ИТАР-ТАСС 09.00)

Начались испытания РЛС СПРН "Волга"
Испытания начались в Барановичах (Белоруссия). Об этом сообщил советник генерального конструктора НИИ дальней радиосвязи, один из разработчиков "Волги" Алексей Кузьмин.

Работы по вводу в строй этого стратегически важного объекта ведутся интенсивно, при активной помощи правительств России и Белоруссии. В конце этого года РЛС встанет на опытно-боевое дежурство.

"Волга" должна восстановить единое радиолокационное поле на ракетоопасных направлениях после ликвидации РЛС в Скрунде (Латвия), сделать национальную СПРН более эффективной. "Волга" является уникальной, принципиально новой РЛС. Она способна отслеживать пуски баллистических ракет на территории Европы. (ИТАР-ТАСС 09.00)

Возможности самолетов "Орион", базирующихся на севере Норвегии
Самолеты "Орион", базирующиеся на острове Аннейя, на севере Норвегии, прошли модернизацию, на что потребовалось израсходовать 840 млн крон (около 100 млн долларов). Машины поступили на вооружение в 1989 году, но они сейчас оснащены значительно более современным оборудованием.

Новые радары, установленные на самолетах, позволяют наблюдать за огромными пространствами в Баренцевом море. Наблюдение можно вести за районом в радиусе 200 морских миль. Корабль может быть "виден" за 20 морских миль. Оборудование может зафиксировать с точностью до плюс-минус 20 метров сигналы бедствия. На самолете имеется снаряжение, которое может быть сброшено терпящим бедствие, а также снаряжение, которое позволит спасательным вертолетам и судам выйти к месту аварии. Установлено также оборудование для борьбы с возможными зенитными ракетами противника.

Самолет может летать со скоростью 750 км в час, может находиться в воздухе до 15 часов. Нормальная высота патрулирования - до 60 метров, но может быстро подниматься выше для обзора моря.(ИТАР-ТАСС 09.00)

Спутник типа "Лакросс" встал на орбиту
17 августа этого года с авиабазы Ванденберг по заказу Национального разведывательного управления NRO (National Reconnaissance Office) министерства обороны США был произведен запуск ракеты-носителя (РН) "Титан-4B" с секретным 15-тонным спутником типа "Лакросс" фирмы "Локхид-Мартин"; этот спутник предназначен для радиолокационной разведки. После выполнения расчетного маневрирования спутник вышел на почти круговую рабочую орбиту высотой 692 км с наклонением к экватору 68 град. Новый спутник является всего лишь четвертым аппаратом этого типа, запущенным с 1988 г. Он предназначен для замены спутника "Лакросс-2", выведенного в космос в 1991 г., и будет действовать в комплексе с аналогичным спутником, находящимся на орбите с 1997 г. Тяжелый спутник с РЛС может обеспечивать индикацию радиолокационного изображения объектов, наблюдаемых в ночное время и через облачный покров. Спутники с такими РЛС дополняют спутники управления NRO, оснащенные оптическими датчиками, обладающими более высокой разрешающей способностью в видимом и ИК диапазонах. Процессы подготовки РН "Титан-4B", предстартового отсчета и запуска с авиабазы Ванденберг прошли без каких-либо осложнений. Общая стоимость спутника и РН составляет около 1,3 млрд дол. При следующем запуске РН "Титан-4B" намечается доставка в космос спутника связи ВВС США "Милстар". Этот запуск намечен ближе к концу текущего года и должен быть проведен с космодрома на мысе Канаверал. (Aviation Week & Space Technology, 08.00)

ВВС США приступили к испытаниям нового магнитного радиопоглощающего материала
Материал предназначен для существенного снижения времени и усилий, требуемых для обслуживания поверхностей малозаметного бомбардировщика B-2. Летные оценочные испытания проводились на базе ВВС США Эдвардс (шт.Калифорния) с использованием самолета под обозначением AV-3 - единственного образца B-2, предназначенного для проведения испытательных полетов. На самолете вновь начали осуществлять испытательные полеты лишь с 30 августа после завершения проводившихся в течение 13 месяцев работ по его модификации и усовершенствованию. По словам руководства фирмы "Нортроп-Грумман", новый материал AHFM (Alternate High-Frequency Material), рассчитанный на воздействие высокочастотных излучений, является долговременным покрытием, распыляемым на определенные панели фюзеляжа, через которые обеспечивается доступ к бортовым системам самолета. Большая часть таких панелей, выбранных для обработки с помощью РПМ AHFM, расположена на нижней части фюзеляжа B-2 и вблизи передних и задних носков крыла. Напыление РПМ устраняет необходимость утомительного процесса обмотки шарниров и крепежных деталей специальным материалом, в результате чего обеспечивается радиолокационная малозаметность самолета. Теперь обслуживающий персонал может просто снять шарниры и панели обшивки для обеспечения доступа к системам, размещенным внутри бомбардировщика, и использовать те же методы, которые применяются при обслуживании военных самолетов, не считающихся малозаметными. Новый материал снижает продолжительность обслуживания таких систем "с нескольких часов до минут". Однако не все панели обрабатываются с помощью РПМ AHFM. Для некоторых участков поверхности фюзеляжа требуется использование старых процессов обмотки и герметизации в целях удовлетворения требованиям малой заметности. Специалисты ВВС и фирмы "Нортроп-Грумман" намечают провести серию оценочных испытаний поверхностей, обработанных РПМ AHFM, для проверки их качеств по параметрам долговечности и величины ЭПР; после этого AV-3 снова будет отправлен на очередной этап усовершенствований. Этот самолет, предназначенный для испытаний и отработки нововведений, которые должны быть внесены во весь парк B-2, будет оснащен усовершенствованными спутниковыми средствами связи и усовершенствованными средствами программного обеспечения (ПО), и на нем будет предусмотрена возможность размещения УР класса "воздух-поверхность" AGM-158 JASSM (Joint Air-to-Surface Standoff Missile). Новое оборудование спутниковой системы связи повысит скорость передачи, безопасность и помехозащищенность линий связи, что позволит передавать новые данные, касающиеся выполнения совершенно новой задачи, в тот момент, когда самолет направляется в боевую зону. Средства ПО должны повысить возможности РЛС и навигационных систем, снизить уровень ложных тревог и понизить рабочую нагрузку на экипаж. Ранее в этом году фирма завершила усовершенствование всех состоящих на вооружении B-2 в вариант "блок-30". После внесения усовершенствований, которые будут проверены на AV-3 в ближайшие несколько месяцев, самолеты получат обозначение "блок-30+". Эти усовершенствования будут интегрированы в парк самолетов, базирующихся на авиабазе Уайтмэн (шт.Миссури). (Aviation Week's AviationNow, Military, 09.00)

Комплекс радиолокационного наблюдения и связи "Кордон-2"
Комплекс был представлен на международном спортивном фестивале воздухоплавания "Калуга-2000", который прошел с 13 по 17 сентября в Калуге на базе Калужского авиационного летно-технического училища РОСТО Это совместная разработка Русское воздухоплавательное общество и Тульского ФГП НИИ "Стрела". Комплекс радиолокационного наблюдения и связи "Кордон-2" планируется использовать для ведения разведки в боевых условиях. РЛС "Кредо-1", поднятая на аэростате на высоту 300 м, способна обнаруживать неподвижные и движущиеся объекты на дальности до 40 км. Минимальная скорость движения цели, которую способен фиксировать радар - 2,5 км. Сигнал от антенны РЛС передается в цифровом виде на компьютер, установленный в кузове грузовика. Поднимается и опускается аэростат с помощью лебедки.(ИТАР-ТАСС 09.00)

РЛС для бывшего соцлагеря
Управление НАТО NCCCA (NATO Command, Control and Communication Agency) намеревается провести оценку предложений, касающихся поставки стационарных трехкоординатных РЛС для средств ПВО Чешской Республики (две системы) и Венгрии (три системы). РЛС, рассчитанные на работу в диапазонах частот L и S, будут размещены на отдаленных комплексах ПВО, оснащенных стандартными системами НАТО SRCC (Standard Radar Control Console). Помимо систем STCC в состав электронных средств войдут пульт локального мониторинга и управления, тренажер средств радиолокационного обеспечения и система Mk.XII или аналогичная система опознавания "свой-чужой". В начале этого года Польша подписала с NCCCA официальный меморандум, касающийся оказания поддержки в закупке трех РЛС для системы ACCS (Air Command and Control) средств ПВО, которые должны быть установлены на территории Польши в 2005 г. (одна РЛС) и в 2006 г. (две РЛС). На закупки РЛС НАТО выделило примерно 64 млн дол.(Jane's International Defense Review, 09.00)

США ОТКАЗАЛИСЬ ОТ ПЛАНОВ СОЗДАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ СПУТНИКОВПравительство США отказалось от планов создания нового поколения "спутников-шпионов", сделав выбор в пользу модернизации уже существующих космических систем слежения, заявил директор Национального разведывательного управления /НРУ/ Кит Холл. Речь идет об интегрированной разведывательной спутниковой сети, осуществляющей перехват телефонных и радиосообщений. Она в состоянии фиксировать местонахождение и тип наземных радаров, а также передвижение кораблей, подающих радиосигналы.

В прошлом году Холл сообщил, что его Управление завершает работу над созданием новой серии "спутников-шпионов", эксплуатация которых будет начата, ориентировочно, в 2002 году. Два месяца назад официальный представитель НРУ Рик Оборн фактически аннулировал это заявление, сказав, что никакие сроки ввода в строй новых спутников пока не определены. Он объяснил это техническими трудностями и предположил, что разведывательное сообщество страны сможет воспользоваться услугами новых космических систем, вероятно, теперь уже, не ранее 2010 года.

В ходе состоявшейся на днях встречи с журналистами уже сам Холл рассказал, что НРУ поинтересовалось у разработчиков новых спутников техническим соответствием создаваемых "подслушивающих" систем предполагаемым вызовам 2020 года.

По словам бывшего сотрудника Управления, просившего не называть его имени, проблемы, с которыми столкнулись создатели новой системы, вызваны быстрым развитием технологий связи, обеспечивающим "старение" спутников уже на этапе завершения их технической разработки.(ИТАР-ТАСС, 09.00)

ТАЙВАНЬ НАМЕРЕН СОЗДАТЬ САМОЛЕТ-НЕВИДИМКУ
Тайваньские власти выделили в военный бюджет финансовые средства на разработку с использованием технологий "стелс" самолета, который будет невидим для радаров. Как стало известно в Пекине, оборонное ведомство острова в рамках военного бюджета на 2001 год получит свыше 3,2 млрд долл на осуществление 11 проектов создания новейших вооружений.

Работы над самолетом-невидимкой начнутся на базе уже имеющегося истребителя тайваньского производства. Машина будет кардинально переоборудована и модернизирована. Военные намерены перестроить корпус самолета с использованием специально разработанных поглощающих излучение материалов. (ИТАР-ТАСС, 09.00)

МИНОБОРОНЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ ОРГАНИЗУЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОБНАРУЖЕНИЮ МАЛЫХ ЦЕЛЕЙ
Министерство обороны Великобритании рассматривает представленные фирмами предложения, связанные с проведением исследовательских работ по изучению новейших радиолокационных средств, обеспечивающих обнаружение малозаметных целей, которые созданы с использованием техники "стелс". До конца этого года министерство обороны намечает выбрать фирму-победителя. В мае этого года министерство обороны Великобритании распространило информацию, что начиная с этого бюджетного года в ходе корпоративной исследовательской программы повышенное внимание будет уделяться области, связанной с созданием радиолокационных средств обнаружения малозаметных целей, причем все работы будут проводиться на конкурсной основе. Основное внимание будет уделяться исследованию РЛС и других радиочастотных технологий".

Исследовательские контракты, разделенные на две отдельные категории, предусматривают изучение всех аспектов выявления малозаметных угроз в ходе всего процесса обнаружения, классификации, идентификации, сопровождения, определения характерных признаков боевой системы и поражения.

Предполагается выдать один контракт "категории-A", рассчитанный на три года и предусматривающий работы по отдельным, но взаимосвязанным исследовательским проектам, связанным с обнаружением малозаметных целей. Официальные представители фирм "БАе системз" и конкурирующей группы в составе фирм "Томсон рэйкал дифенс" и английского военного управления DERA (Defence Evaluation and Research Agency), подтвердили, что эти фирмы ответили на запрос министерства обороны на участие в тендере еще до 14 июля, т.е. до последнего срока подачи заявок. Министерство обороны подтвердило, что оба конкурента предлагают свои проекты, в которых рассматривается широкий спектр вопросов, в том числе загоризонтные РЛС, работающие в ультрашироком дипазоне очень высоких и ультра высоких частот; разные подходы к обнаружению малозаметных целей с использованием станций радиосвязи с прямым зондированием; бистатические концепции; подсвечивающие устройства (в том числе спутниковые); концепции распределенных сетей связи; устройства создания и постановки помех; проблемы изучения характерных признаков целей; системы обработки сигналов. В процессе исследований фирмы должны учесть наличие широкого диапазона типов угроз, в том числе беспилотных летательных аппаратов (БЛА), крылатых ракет (КР), ракет, летящих по настильной траектории, малоскоростных вертолетов, "укрытых" наземных объектов и ложных целей, а также морских целей (типа мачт и перископов подводных лодок, небольших катеров, малозаметных судов и др.). В основе всех работ, предпринимаемых в рамках первой категории исследований в соответствии с требованиями министерства обороны, должны лежать анализ боевого применения, экспериментальные работы и разного типа испытания. Еще один или несколько контрактов намечается выдать на работы по "категории-B", охватывающие отдельные программы новаторских исследований, проводимые на конкурсной основе в области обнаружения малозаметных угроз и также рассчитанные примерно на три года. На этом этапе программы к работам будет подключен ряд других фирм, например "Сайенс системз", и университетов. (Jane's Defence Weekly, 08.00)

"НОРТРОП" МОДЕРНИЗИРОВАЛ В-2
Фирма "Нортроп-Грумман" завершила модернизацию парка ВВС США, состоящего из 20 малозаметных бомбардировщиков B-2, в вариант "блок-30". В комплект усовершенствования входят РЛС с улучшенными возможностями, средства для повышения выживаемости, навигационные средства, а также предусмотрена возможность использования более разнообразных систем оружия. (Jane's Defence Weekly, 08.00)

ПВО ГОТОВИТСЯ К УЧЕНЬЯМ
На полигоне Ашулук /Астраханская область/ планируется проведение в сентябре этого года широкомасштабных учений с комплексным использованием российских ЗРС. В ученьях примут участие подразделения и части ПВО сухопутных войск, ВВС, а также представители предприятий ВПК, производящих С-300, "Тор-М1", "Оса-АКМ", "Бук-М1", "Тунгуска-М". Стрельбы пройдут в два этапа с учетом опыта боевых действий на Балканах. Первый этап - обстрел реальных целей, имитирующих современное высокоточное оружие на больших и малых дальностях, высотных и низколетящих. На втором этапе учения работы пройдут по электронным целям, имитируемым на экранах радаров. (ИТАР-ТАСС, 08.00)

ЯПОНИЯ НАМЕРЕНА ПРОДОЛЖАТЬ РАЗРАБОТКУ ПРО ТВД
Ряд высокопоставленных представителей Управления национальной обороны Японии настаивает на продолжении исследований, несмотря на решение президента США Билла Клинтона не санкционировать сейчас НПРО. Правительству Японии уже поступил от УНО запрос о выделении в бюджете на следующий год 3,76 млрд иен (около 35 млн долларов) на разработку ПРО ТВД. Эта система предусматривает защиту США и их союзников в Азиатско- тихоокеанском регионе от ракетного нападения. В ПРО ТВД, как и в НПРО, планируется задействовать спутниковые системы для обнаружения ракетного пуска противника и наведения противоракет на цели. (ИТАР-ТАСС, 09.00)

"ПЭТРИОТ" ДЕЛАЕТ УСПЕХИ В БОРЬБЕ С КР И БР
РЛС ЗУР PAC-3 (ЗРК "Пэтриот") проходит испытания по программе ВМС США CEC (Co-operative Engagement Capability), предусматривающей отработку совместных действий по отражению ударов противника.

В июле во время испытаний на полигоне Уайт-Сэндз (шт.Нью-Мексико) с помощью ЗУР PAC-3 впервые удалось успешно перехватить крылатую ракету, а в ходе предыдущих испытаний такая ЗУР перехватила тактическую баллистическую ракету. (Jane's Defence Weekly, 08.00)

"ЖУК" ДЛЯ МИГ-29СМТ
Российская самолетостроительная корпорация "МИГ" (РСК "МИГ"), ранее известная как МАПО "МИГ", представила ВВС Австрии свою новейшую разработку - усовершенствованный вариант самолета МиГ-29СМТ.

Новейший вариант самолета МиГ-29СМТ оснащен новой РЛС "Жук-М" НПО "Фазотрон" и новыми дисплеями Раменского приборостроительного КБ (РПКБ), установленными в кабине экипажа, а также имеет открытую структуру шины данных MIL-STD-1553B. (Jane's Defence Weekly, 07.00)

"ШМЕЛЬ" ОТПРАВИТСЯ В КИТАЙ
В августе ожидается приезд группы военных представителей Китая для проведения переговоров о покупке российского самолета дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) А-50.

Как заявили представители Московского НИИ приборостроения (МНИИП), китайцы обратились в институт с просьбой о продаже усовершенствованного варианта самолета - А-50Е. По данным российской стороны, делегация Китая намерена вести переговоры о продаже нескольких самолетов А-50Е, для которых МНИИП уже разработал усовершенствованную радиолокационную систему.

Китайская делегация приезжает в Москву в связи с неудачей с заключением сделки между Пекином и Израилем по поводу продажи системы радиолокационного обнаружения "Фалкон". Израильский премьер-министр Эхуд Барак обратился с письмом к китайскому президенту Цзянь Цземиню, в котором сообщил об отказе от продажи системы "Фалкон". Такое решение было принято израильской стороной в ходе переговоров с палестинскими лидерами в Кэмп-Дэвиде под давлением США, которые опасались, что сделка нарушит баланс сил в Азии и усилит напряженность в Тайваньском проливе.

Израильская компания IAI подписала контракт стоимостью 250 млн дол. с правительством Китая еще в 1996 г. Контракт предусматривал интеграцию системы "Фалкон" с самолетом А-70 и опционы на поставку по меньшей мере еще трех систем "Фалкон" для установки на самолетах А-50. Общая сумма сделки должна была составить 1 млрд дол.

Представитель российской организации по экспорту вооружений не исключил возможности приезда китайской делегации в Москву. Тем более, что наряду с Израилем и США только Россия владеет технологией изготовления РЛС дальнего обнаружения. Поэтому нетрудно догадаться, к кому может обратиться Китай за такой РЛС после неудачи с Израилем. Этот же представитель подтвердил, что ТАНТК имени Бериева должен был поставить самолет А-50 в Израиль для интеграции его с РЛС "Фалкон" в интересах армии Китая. В свое время ТАНТК им. Бериева модифицировал транспортный самолет Ил-76 в А-50. В 1970-х годах МНИИП разработал и интегрировал с этим самолетом РЛС дальнего обнаружения. Сейчас предприятия кооперируются в разработке А-50Е.

Если ТАНТК и МНИИП будут заключать сделку с Китаем без участия Израиля, выиграют все. Российские разработчики и производители получат гораздо больше за самолет А-50Е, чем могли бы выручить от поставки А-50. А Китаю покупка А-50Е у России обойдется дешевле, чем интеграция израильской системы "Фалкон" с базовым самолетом А-50. По данным источника, близкого к МНИИП, стоимость ДРЛО А-50Е составит 180-200 млн дол.

По словам представителя руководства МНИИП, институту потребуется примерно 3 года на завершение испытаний новой РЛС и ее интеграции с существующим самолетом. Пока идут работы, МНИИП намерен предложить Китаю в лизинг три базовых машины А-50 из состава ВВС России, на вооружении которых находятся 16 таких самолетов.

Самолет А-50Е может находиться в воздухе в течение семи часов, управлять действиями 30 истребителей типа МиГ-29, МиГ-31, Су-27 и Су-30. Как базовый, так и усовершенствованный самолеты способны отслеживать до 300 целей, идентифицируя воздушные и морские цели, обнаруживать источники электромагнитного излучения и служить в качестве поста командования, управления и связи. Дальность обнаружения целей по сравнению с предшествующим варинтом увеличена с 250 до 400 км. (Defense News, 07.00)

РАЗРАБОТЧИКИ НПРО НАДЕЮТСЯ РАСПОЗНАВАТЬ ЛОЖНЫЕ ЦЕЛИ
Ответственные представители Пентагона впервые попытались с большим вниманием отнестись к вопросу о том, за счет чего система NMD будет в состоянии распознавать истинные и ложные цели.

Наибольшей критике подвергся факт, связанный с тем, что нельзя полагаться на ИК датчики перехватчика. Однако, по мнению Гэнслера, главную роль в распознавании истинных и ложных целей играет РЛС Х-диапазона. При этом он отметил, что для определения угловой скорости вращения и массы цели может использоваться высокочастотная РЛС. Так, например, по словам экспертов в области РЛС, сейчас они могут определять материал цели и его плотность, а такая информация, в свою очередь, может использоваться для классификации объекта и определения, является ли он боеголовкой ракеты или ложной целью.

Ложные цели большей частью проектируюся с расчетом на копирование определенных характеристик боеголовок, таких как ИК и радиолокационные признаки заметности, а также угловая скорость крена. Однако, как отметил Гэнслер, "проблема заключается в том, чтобы сделать ложные цели, которые выглядели бы как боеголовки с точки зрения всех характеристик последних. Именно из сочетания таких характеристик мы пытаемся извлечь выгоду с помощью программного обеспечения".
(Aviation Week and Space Technology 06.00)

ЯПОНИИ НАМРЕНА РАЗВЕРНУТЬ СОБСТВЕННУЮ СИСТЕМУ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Решение обзавестись разведывательными спутниками было принято после запуска в августе 1998 года северокорейской ракеты, которая перелетела Японские острова и упала в воды Тихого океана. Чтобы иметь эффективную систему сбора информации Токио решил в конце марта 2003 года вывести на орбиту четыре КА. Они будут находиться на высоте 500 км. Оптическое оборудование на двух из них позволит фиксировать изображения с разрешением до 1 м. Остальные два будут оснащены высокочувствительными радарами и смогут пеленговать подозрительные объекты в любое время суток независимо от облачности. Согласие соорудить на своей территории центры сбора разведсведений с орбиты дали города Акунэ в юго-западной префектуре Кагосима и Томакомай на острове Хоккайдо.
(ИТАР-ТАСС 08.00)

РУССКО-НЕМЕЦАЯ БРЛС В РАБОЧЕМ РЕЖИМЕ
В наблюдательном полете миссии бундесвера Германии над восточными районами России впервые используется уникальная бортовая РЛС российско-немецкого производства. Как сообщили в "Промэкспорте", начало разработки этой РЛС относится к 1994 году. Тогда генеральным подрядчиком с российской стороны был определен московский НИИ "Кулон", с немецкой - известная в мире фирма "Дорнье". Опытно-конструкторские работы профинансированы Германией. Совместная разработка оказалась самой совершенной по основным характеристикам и имеет хорошие перспективы на мировом рынке.
(ИТАР-ТАСС 08.00)

КВАДРАТНЫЙ КИЛОМЕТР РАДИОТЕЛЕСКОПА
Астрономы Европы, Северной Америки, Азии и Австралии подписали во время Генеральной ассамблеи Международного астрономического союза, которая проходила в августе 2000 г в Университете Манчестера, соглашение о создании проекта нового гигантского радиотелескопа Square Kilometre Array (SKA), который должен стать самым крупным телескопом в мире. Решетка из небольших телескопов займет площадь в 1 квадратный километр. Предполагается, что он начнет работу где-то в районе 2015 г.

По своим характеристикам телескоп SKA будет по-настоящему уникальным. Он предназначается для исследований слабого излучения водорода в структурах, образовавшихся вскоре после Большого Взрыва, в том числе и в очень далеких галактиках. Размер будущего телескопа был рассчитан, исходя из будущего применения для исследования реликтового излучения водорода. Основной проект телескопа планируется разработать к 2005 г., а его строительство должно начаться в 2010 г.
(Инфоарт 08.00)

"ВОЛГА" ЗАМКНЕТ ЕДИНОЕ РЛ ПОЛЕ СПРН
В 2000 г вступит в строй РЛС "Волга" системы предупреждения о ракетном нападении в Барановичах (Белоруссия). Об этом заявил на пресс- конференции в Москве, посвященной проблемам реформирования Стратегических ядерных сил России, генеральный конструктор научно-исследовательского института дальней радиосвязи Сергей Сапрыкин. По его словам, программа проходящих испытаний завершится выходом РЛС на опытно-боевое дежурство в конце 2000 года.

Радар "Волга" в Барановичах должен не только восстановить единое радиолокационное поле на ракетоопасных направлениях после ликвидации РЛС в Скрунде (Латвия), но и сделать национальную СПРН более эффективной. Белорусская станция "Волга" является уникальной, принципиально новой РЛС. Она способна отслеживать пуски баллистических ракет на всей территории Европы. "Все работы будут завершены в срок, благодаря огромному вниманию руководителей правительства России и Белоруссии,"- отметил С.Сапрыкин.
(ИТАР-ТАСС 05.00)

АВАКС НА ПУТИ В КОСМОС
По сообщению журнала Jane's Defence Weekly, ВВС США изучают возможность осуществления значительной части операций дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), в настоящее время выполняемых с помощью воздушных средств, средствами космического базирования, и уже в этом году намереваются провести первоначальные эксперименты для проверки возможности использования для этого спутников, с которых будет осуществляться подсветка воздушных целей. По словам Уильяма Адамса, вице-президента отделения "Электроник сенсорс энд системз" фирмы "Нортроп-Грумман" (Балтимор, шт.Мэриленд), в настоящее время ВВС изучают, каким образом можно будет реализовать концепцию передачи части операций ДРЛО системы АВАКС с самолета на спутник. Хотя возможность использования спутников для подсветки летящих над зоной боевых действий самолетов и ракет считается делом будущего, Ромский центр ВВС США обратился к фирме "Нортроп-Грумман" с предложением провести испытания некоторых технологий, с помощью которых задуманное станет возможным. Первоначально фирма предполагает проверить, сможет ли какая-то вспомогательная платформа получать радиолокационные сигналы, посланные РЛС системы ДРЛО АВАКС и отраженные от цели в воздушном пространстве. Это будет иметь немаловажное значение при использовании в перспективе спутника, оснащенного РЛС для подсветки воздушных целей из космоса, поскольку радиолокационные сигналы недостаточно мощны, чтобы отразиться от цели и возвратиться обратно на спутник, и поэтому их необходимо ретранслировать с помощью других источников.

Первое подобное испытание намечается провести в середине 2000 года с использованием самолета ВВС F-111. F-111 будет оснащен специальными средствами для проверки возможности получения отраженного от какого-то самолета сигнала после его подсветки РЛС системы АВАКС и последующей передачи его опять на систему АВАКС.

К концу 2000 года ВВС предлагают, чтобы фирма "Нортроп-Грумман" провела аналогичное испытание с использованием беспилотного летательного аппарата RQ-4A "Глобал хоук" в "бистатическом" положении ("bistatic" configuration), при котором он будет располагаться близко от цели и служить в качестве приемника информации. Для подобного рода испытаний "Глобал хоук" должен быть оснащен новым комплектом датчиков. Помимо изучения возможности развертывания в будущем системы ДРЛО АВАКС космического базирования, успешная демонстрация возможностей "Глобал хоук" по приему/ретрансляции сигналов позволит извлечь из этого и другие преимущества.

Значительная часть радиолокационного сигнала, генерируемого РЛС системы АВАКС, не возвращается к системе АВАКС, поскольку цели отстоят слишком далеко, чтобы сигналы смогли вернуться обратно к источнику им создаваемому. Таким образом представиться возможность продемонстрировать, что какая-то вспомогательная платформа сможет ретранслировать "потерянную" часть сигнала, и тогда дальность действия системы АВАКС может возрасти вдвое.

Кроме того, вспомогательная система сможет также значительно улучшить возможности системы АВАКС противостоять попыткам постановки электронных помех самолетом противника. Например, постановщик помех противника может воспрепятствовать прохождению радиолокационных сигналов обратно на самолет системы АВАКС для получения информацию о характеристиках и местоположении цели. Имея вспомогательную платформу, которая также получает отраженные радиолокационные сигналы, система АВАКС сможет эффективно избежать воздействия помех, поскольку информация о местонахождении самолета противника может быть ретранслирована на систему АВАКС через вспомогательную систему, в случае если сама система не получила нужной информации. Предстоящие испытания рассматриваются как важный шаг для передачи части операций ДРЛО с самолетов на спутники. В настоящее время официальные представители ВВС и промышленности не собираются полностью отказываться от парка самолетов ДРЛО. Скорее они предполагают использовать спутники для активного сканирования огромных участков воздушного пространства с целью отслеживания полетов самолетов и ракет как собственных, так и противника и последующего сбора радиолокационной информации системой ДРЛО АВАКС, БЛА и другими самолетами, находящимися вблизи зоны цели.

На данном этапе использование системы АВАКС только космического базирования не рассматривается, поскольку, по мнению специалистов, технически нереально, чтобы радиолокационные сигналы смогли возвращаться обратно в космос для обработки на спутнике.

Вместо этого со спутника предполагается осуществлять подсветку большей части воздушного пространства, чем это возможно с использованием системы АВАКС воздушного базирования, и отраженные радиолокационные сигналы будут ретранслироваться на один или более самолетов АВАКС и другие вспомогательные платформы.
(Jane's Defence Weekly 02.00)

НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРО США
23 июля 1999 года президент США Билл Клинтон подписал одобренный ранее Конгрессом законопроект о создании национальной системы противоракетной обороны (НПРО). Закон уполномочивает Пентагон разместить элементы этой системы для защиты всей территории страны от баллистических ракет вероятного противника тогда, когда это будет "технически возможно". Окончательное решение о сроках развертывания НПРО ожидается к концу 2000 года.

В соответствии с планами Пентагона, первый этап такой системы должен быть завершен к 2005 году. Предполагается, что в центральных районах Аляски должны быть развернуты 100 ракет-перехватчиков, построена одна новая РЛС и модернизировано несколько уже действующих РЛС раннего предупреждения. Ожидаемые расходы составят 29,5 млрд дол. На втором этапе - до 2010 года - на низкую околоземную орбиту должны быть выведены 24 спутника, которые будут следить за запусками ракет. Обойдется это в 6,1 млрд дол. На третьем - до 2015 года - еще 150 ракет-перехватчиков будут размещены в Северной Дакоте, на что придется затратить еще 13,3 млрд дол. Дополнительно 10,6 млрд дол потребуется для создания и вывода на орбиту других космических аппаратов, которые будут задействованы в системе НПРО, помимо выполнения собственных задач. Эксперты Бюджетного управления Конгресса считают, что создание в США НПРО обойдется почти в 60 млрд дол в период по 2015 год.

2 октября 1999 года США провели первое испытание прототипа НПРО, в ходе которого над водами Тихого океана была сбита баллистическая ракета "Минитмен" с учебной боеголовкой. Признанное Пентагоном успешным, оно было сопряжено с серьезными техническими проблемами. Проведенное 18 января 2000 года второе испытание прототипа ракеты-перехватчика закончилось неудачей. Третье испытание системы НПРО, намеченное первоначально на 27 апреля, перенесено на начало июля.

США не исключают, что создание системы НПРО потребует модификации американо-российского Договора по ПРО от 1972 года, и официально обратились к России с просьбой "скорректировать" его так, чтобы было "разрешено создать ограниченную систему ПРО". Россия твердо придерживается соблюдения Договора по ПРО. Как сообщил представитель госдепартамента, президент США учтет мнение президента России, когда будет принимать решение о целесообразности развертывания системы НПРО.
(ИТАР-ТАСС)

ПРОГРАММА РЛС КОСМИЧЕКОГО БАЗИРОВАНИЯ
По сообщению журнала Aviation Week & Space Technology, из-за попыток ВВС США сэкономить средства при реализации программы "Дискаверер-2", предусматривающей демонстрационные испытания на орбите РЛС космического базирования, может возникнуть дополнительный риск. Ранее для выведения на орбиту в 2005 г. двух демонстрационных спутников ВВС намеревались использовать две ракеты-носителя одноразового применения EXLV (Evolved Expendable Launch Vehicle), однако теперь их планами предусматривается выведение обоих спутников на орбиту одним носителем. Риск заключается в том, что ошибка при старте не позволит провести демонстрационные испытания на орбите РЛС космического базирования и сведет на нет все результаты работ, на которые затрачено почти 700 млн дол. Неудача при запуске одного спутника хотя и снизит значимость демонстрационных испытаний на орбите, тем не менее с помощью второго спутника можно будет проверить функциональные возможности РЛС, разработанного по программе "Дискаверер-2".
(Aviation Week & Space Technology 05.00)

ОРУЖИЕ ДЛЯ США
В 1999 году компания "Дженерал дайнэмикс" направила министерству обороны России программу сотрудничества в области модернизации танков, бронетранспортеров, реактивных систем залпового огня, гаубиц, боевых ремонтно-эвакуационных машин и другой техники сухопутных войск. Однако в связи с операцией НАТО против Югославии ее рассмотрение российской стороной по вполне понятным причинам было отложено. В настоящее время американская компания готова принять участие в модернизации российской бронетанковой техники и оснастить ее современной оптикой, системами управления огнем и другими новейшими приборами. Это может существенно повысить конкурентоспособность российских вооружений на мировом рынке. Наряду с этим, "Дженерал дайнэмикс" весьма заинтересована в оснащении своих танков "Абрамс" российскими комплексами активной защиты танков "Арена" или "Дрозд-2", а также системой обеспечения малозаметности наземной боевой техники "Накидка". Соответствующие американские предложения находятся на рассмотрении минобороны России, однако до сих пор решения по ним не принято.

Министерство обороны США изъявило также желание приобрести некоторые образцы российских вооружений. Небольшие партии этого оружия предполагается развернуть на американских испытательных полигонах с целью оценки заявляемых российскими разработчиками тактико-технических характеристик.

В перечень вооружений, которые хотела бы приобрести американская сторона, включены танк Т-90С, зенитные ракетные комплексы среднего и ближнего действия "Бук" и "Тор-М1", а также ЗРК дальнего действия С-300ПМУ. Министерство обороны США изъявило также заинтересованность в приобретении запасных частей к двум ЗРК С-300В, которые в середине 90-х годов были куплены через компанию "Росвооружение" и сейчас в нерабочем состоянии находится на одном из полигонов. Контракт стоимостью 120 млн долл был оплачен только на 2/3. В связи со срывом по вине американской стороны графика оплаты за поставляемые компоненты С-300В в США не была поставлена главная система этого комплекса - РЛС секторного обзора 9S19M2 "Имбирь", обеспечивающая перехват тактических баллистических ракет.

Компания "Росвооружение" готова в принципе довести до конца эту сделку. Тем более, что недополученные американцами компоненты С-300В находятся на заводе-изготовителе в опломбированных американской же стороной вагонах. Более того, российские спецэкспортеры готовы поставить в США все необходимое для бесперебойной работы двух ЗРК С-300В и обеспечить их техническое обслуживание. Однако переговоры по этому вопросу, как подчеркнул представитель компании "Росвооружение", могут быть возобновлены только после погашения американской стороной долга по соответствующему контракту, который оценивается суммой в 32 млн долларов
(ИТАР-ТАСС 06.00)

rlock@mail.ru

Hosted by uCoz