Авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения А-50
Основой АК РЛДН является радиотехнический комплекс. Он предназначен для обнаружения воздушных целей на фоне различных подстилающих поверхностей (земли, льдов и водной поверхности), определения их координат, сопровождения воздушных и надводных целей, определения государственной принадлежности, оповещения командных пунктов и наведения самолетов.
Экипаж А-50 включает 5 человек летного и 10 - технического состава. Максимальная скорость полета 810 км/час, дальность полета - 7500 км, крейсерский потолок - 10 км, максимальный взлетный вес - 190 тонн.
Дальность обнаружения воздушных целей - 250 км, надводных - 380 км. Диапазон высот обнаруживаемых целей - от 50 метров до 12 км. Дальность передачи информации о целях - до 2 тыс км.
Подробнее
АК РЛО на самолете Ан-71
Подробнее
Навигационный комплекс "Горизонт-25"
Навигационный комплекс "Горизонт-25" состоит из РЛС "Наяда-25М1", информационной системы отображения электронной карты - прибора МК-54ИС и навигационной стойки, включающей в состав: приемник GPS - для точного определения местоположения судна; радиотелефон - для связи судно-судно и судно-берег и предназначаемый для управления и эксплуатации судна, для безопасности плавания; приемник NAVTEX - для приема навигационных и метеорологических предупреждений, а также иной срочной информации
Подробнее
Многочастотный поляриметрический радиолокационный комплекс ИМРАК на самолете-лаборатории Ту-134А
Многочастотный поляриметрический радиолокационный комплекс на самолете-лаборатории Ту-134А предназначен для дистанционного зондирования поверхности Земли. Комплекс может использоваться для получения информации в интересах различных отраслей хозяйства.
ИМАРК - это исследовательский многочастотный поляриметрический авиационный комплекс РСА, размещенный на борту самолета-лаборатории и предназначенный для всепогодного дистанционного зондирования Земли с высокой разрешающей способностью. Цифровой синтез изображений включает алгоритмы автофокусировки, некогерентного накопления, коррекции масштабных и радиометрических искажений.
ТТХ:
Диапазон X, L, P, VHF
Длина волны, 3,9 - 254 см
Максимальная полоса обзора 24 км
Минимальная дальность равна высоте полета
Разрешающая способность 4-25 м
Длительность излучаемого импульса 0,03-25,6 мкс
Импульсная мощность передатчика0,6-50 кВт
Коэффициент шума приемника 2,5-5 дБ
Усиление антенны 9-30 дб
ширина по азимуту 1,8-40 град
ширина по углу места 24-80 град
Шаг элемента разложения выходного изображения 4x4, 15x15; 8x8, 15x15 м x м
Максимальное число отсчетов по дальности 3000-6000
Высота полета 500 - 5000 м
Скорость полета 500 - 600 км/ч
Подробнее
Система морской космической разведки и целеуказания МКРЦ
Головной организацией по системе и головным разработчиком ракетно-космического комплекса системы первоначально было определено ОКБ-52; КБ-1 являлось головной организацией по радиоэлектронным комплексам системы и головным разработчиком системы управления. В 1964 г. в связи с прекращением разработки в ОКБ-52 специализированной ракеты УР-200, предназначенной для вывода на орбиту КА системы МКРЦ, за ОКБ-52 были сохранены функции головного разработчика КА, а головной организацией по системе было назначено КБ-1. Разработкой системы в КБ-1 занимался коллектив ОКБ-41 (главный конструктор А.И. Савин, с 1973 г. Возглавивший вновь созданный ЦНИИ "Комета").
Бортовой комплекс системы управления, помимо бортовой аппаратуры радиоуправления, в свой состав функционально включает систему ориентации и стабилизации КА, бортовой эталон времени и приборы, обеспечивающие фиксацию необратимого отказа КА с автономной электростанцией и управление КА в процессе перевода его радиационно-опасной части (РОЧ) на орбиту с длительным сроком ее существования в качестве ИСЗ. Последнее обеспечивало решение задачи радиационной безопасности при необратимом отказе КА.
Система МКРЦ имеет КА двух типов: активного КА с бортовой космической РЛС и атомной электростанцией и пассивного КА с солнечным источником тока для радиотехнической разведки.
Создание бортовых комплексов разведки КА МКРЦ осуществляли НИИ-17
(Московский НИИприборостроения) и Калужский филиал ЦНИИ-108 (Калужский НИРТИ).
Разработка комплекса активной радиолокационной разведки проводилась в НИИ-17 под руководством главного конструктора комплекса И.А. Бруханского и Я.Б. Шапировского. Под руководством члена-корреспондента АН СССР Л.Д. Бахраха была разработана легко компонующаяся на КА антенна РЛС.
Наземный комплекс приема и обработки разведывательной информации разрабатывался НИИ-648 (НИИ точного приборостроения) во главе с главным конструктором Г.Б. Петропавловским, В.Г. Щетининым и Г.П. Виденеевым совместно с МНИИ-1 (ЦНИИ "Агат") - главный конструктор В.М. Минаев.
Бортовая аппаратура радиолинии передачи информации и приемная часть наземного комплекса была разработана МНИИРС (главный конструктор М.С. Немировский).
В качестве ракеты-носителя КА МКРЦ использовалась специально доработанная для вывода КА боевая ракета разработки Днепропетровского ОКБ "Южное" Минобщемаша
Разработка системы МКРЦ в ЦНИИ "Комета" проводилась одновременно с разработкой космической системы с противоспутниковой обороны (ПСО). Вследствие этого использовался единый ракетный комплекс, а целый ряд технических решений был унифицирован на уровне созданных технических средств, что удешевило и упростило разработку и создание как системы МКРЦ, так и ПСО.
Система МКРЦ с КА активной радиолокационной разведки была принята на вооружение в 1975 г., а в полном составе, в том числе с КА радиотехнической разведки, - в 1978 г.
Система МКРЦ явилась первой системой космической разведки и целеуказания по подвижным морским целям, не имеющей аналогов до последних лет.
Подробнее
Береговой комплекс "Наяда-5МП"
Береговые комплексы "Наяда-5МП", предназначены для управления движением морскими объектами при следовании их в районе базы или при подходе к ней, позволяют вести контроль и обнаружение морских объектов и низколетящих целей в контролируемом прибрежном районе, отслеживать их передвижение, производить идентификацию, с последующей передачей характеристик движения этих объектов на центральный пост управления. РЛС "НАЙАДА-5М" предназначена для установки на морских судах до 10000 рег.т и выше и является продуктом совместной деятельности ПКФ "Горизонт", ЗАО "МКиС+" и ЗАО "Ниеншанц"
Подробнее
Авиационная система наблюдения по договору "Открытое небо"
Состав: самолет Ту-154М-ОН; бортовой комплекс аппаратуры наблюдения; наземный комплекс сбора и обработки данных; наземный комплекс контрольных мир.
Области применения: контроль за состоянием (перемещением) родов войск и вооружений в рамках Договора "ОТКРЫТОЕ НЕБО"; экологический мониторинг суши и водной поверхности стран СНГ и зарубежных стран; контроль за территорией в зонах бедствий: землетрясений, извержений вулканов и районах чрезвычайных ситуаций; контроль состояния нефтегазопроводов; решение задач землепользования и картографирования.
Бортовой комплекс аппаратуры наблюдения сотоит из: аэрофотокомплекса,
РЛС бокового обзора с синтезированной апертурой РОНСАР, инфракрасной аппаратуры линейного сканирования "Радуга", комплекса телевизионных видеокамер, бортового цифрового вычислительного комплекса (БЦВК) на базе пяти ПЭВМ типа AT-486DX, специализированный бортовой цифровой магнитный регистратор типа "Витязь-ОН" - 3 шт, аппаратуры и блоков управления, связи и сопряжения. Бортовой обслуживающий персонал - 5 операторов.
Основные характеристики РЛС БО: диапазон высот от 500 м до 12000 м, разрешение на местности 3x3 м
Подробнее
Система противоспутниковой обороны
Разрабатывалась ЦНИИ "Комета"одновременно с МКРЦ
Упоминание
РАС УВД "Стрела"
В состав системы входят:
комплекс аппаратуры автоматизированного управления КААУ "Снасть-РЦ"
комплекс аппаратуры речевой связи КАРС "Стрела-Р" радиолокационные позиции (РЛП) с установленными на них радиолокационными комплексами ТРЛК-10, автоматическими радиопеленгаторами АРП-АС и приемо-передающими центрами (ППЦ) для связи с ВС
отдельные и дополнительные ППЦ
подсистема связи и передачи данных
автономный радиопеленгатор АРП-АС
дополнительный радиолокатор ВРЛ "Корень-АС"
РАС УВД "Стрела" предназначена для обеспечения высокого уровня безопасности воздушного движения, повышения пропускной способности воздушного пространства, регулярности и экономичности полетов авиации всех ведомств по воздушным трассам и МВЛ 1 категории, а также маршрутам вне трасс путем автоматизации процессов планирования и управления полетами.
Площадь района УВД 435тыс.кв.км
Границы сплошного радиолокационного поля и поля пеленгации по высоте 3000 - 20000 м
Границы сплошного поля радиосвязи по высоте 1500-20000м
Количество секторов управления 18 в том числе: по трассам 15
вне трасс 3
Система обеспечивает прием, хранение и обработку: суточных (пассивных) планов полетов до 3000, стандартных планов полетов (расписание) до 8000
Максимальное количество сопровождаемых ВС до 300
Максимальное количество ВС, находящихся одновременно на управлении до 200
Система беспечивает взаимодействие:
с пунктами управления ВВС и ПВО, с аэродромами и аэропортами, со смежными РЦ, с источниками метеоинформации, с ЦКС.
Подробнее
УВД-АС НВО "ТОПАЗ"
Модульная автоматизированная аэродромно-трассовая система наблюдения воздушной обстановки двойного назначения, обеспечивающая высокий уровень автоматизации процессов.
Основными компонентами системы являются:
многорадарный аэродромно-трассовый комплекс автоматизированных средств отображения "ТОПАЗ 2000", сопрягающийся со всеми отечественными РЛС;
унифицированная система передачи информации "ТОПАЗ" РЛП, обеспечивающая трансляцию аналоговой, цифровой радиолокационной информации, служебную связь между трассовой радиолокационной позицией (РЛП) и командным диспетчерским пунктом (КДП), а также с командным пунктом, вынесенным на несколько километров от центра управления;
система единого времени СЕВ "ТОПАЗ", обеспечивающая функционирование наземных и бортовых систем в едином четырехмерном пространстве;
многоканальная система документирования и воспроизведения воздушной обстановки и диспетчерских переговоров "Авиатор";
комплекс имитации и тренировки КИТ, обеспечивающий отработку структуры воздушного пространства и обучение диспетчерского состава КАСО "ТОПАЗ 2000".
Подробнее
Территориальная автоматизированная система (ТАИС)
ТАИС предназначена для мониторинга и контроля окружающей среды в интересах защиты границ и морской экономической зоны суверенных государств
Основные компоненты ТАИС:
Многоцелевой патрульный самолет (МПС), вертолет.
Радиолокационный пост береговой системы наблюдения (РЛС БСН).
Районный пункт наблюдения (РПН).
Региональный центр наблюдения (РЦН).
Решаемые задачи:
1.Контроль и наблюдение:
воздушно-морского пространства;
за приграничной зоной;
районами стихийных бедствий.
2. Пресечение:
незаконной добычи морепродуктов;
контрабандных и пиратских действий;
сброса токсичных и опасных продуктов в экономической зоне.
3. Проведение:
поисково-спасательных работ.
4. Мониторинг и контроль окружающей среды, метеообстановки, экологии и радиоизлучений.
Подробнее
Территориальная автоматизированная система воздушно-морского наблюдения (ТАС ВМН)
Разработку ведут научно-технический центр Протон-Сервис, АК имени С.В.Ильюшина, НИИ системотехники, ЦАО НПО Геофизика, НПО Полет, ВНИИ радиотехники Скала и НИИ приборной автоматики.
Система позволит контролировать воздушное и морское пространство, вести наблюдение за приграничной зоной и районами стихийных бедствий, пресекать незаконный промысел морепродуктов, контрабандные и пиратские действия, сброс токсичных и опасных продуктов в экономической зоне, проводить поисково-спасательные работы, а также осуществлять контроль окружающей среды и метеообстановки. Она не имеет аналогов в мире.
ТАС ВМН включает в себя многоцелевой патрульный самолет (МПС) Ил-114П, радиолокационный пост береговой системы наблюдения (РЛП БСН), районный пункт и региональный центр сбора и обработки информации (ПСОИ и ЦСОИ).
Патрульный самолет средней дальности Ил-114П разработан на АК имени С.В.
Ильюшина на базе серийного пассажирского самолета местных воздушных линий Ил-114. Он предназначен для охраны прибрежной зоны, территориальных вод и 200-мильной экономической зоны. Цифровой пилотажно-навигационный комплекс ЦПНК-114, включающий системы автоматического управления полетом, измерения и индикации воздушных параметров, аппаратуру предупреждения опасных режимов, непрерывного определения и индикации текущих координат самолета в географической, частноортодромической и прямоугольной системах координат, позволяет выводить Ил-114П в заданную точку и выполнять автоматизированный полет по траекториям (коробочка, восьмерка, галсы и т.д.) в диапазоне высот от 100 до 6000 м. На типовых держателях самолета крепятся подвесные контейнеры. В них находятся два прожектора, дистанционно управляемая пушка, мощная акустическая система громкоговорящей связи, спасательное оборудование (радиомаяки, маркеры, буи и др.).
Под носовым обтекателем размещена антенная система обзорной РЛС, совмещающая и функции метеолокатора.
Ил-114П, как отмечалось выше, оснащен радиоэлектронным патрульным комплексом Стриж, разработанным специалистами НИИ системотехники (Санкт-Петербург). В его состав входят радиолокационная станция кругового обзора (РЛС КО), теплотелевизионная система (ТТС) наблюдения, управляющая вычислительная система (УВС), контрольно-записывающая аппаратура (КЗА), глобальная (спутниковая) система местоопределения, средства связи и автоматической передачи данных, система экологического мониторинга и фотосъемки.
Комплекс Стриж позволяет:
вести поиск и обнаружение надводных объектов на удалении до 400 км от береговой черты (время нахождения Ил-114П в воздухе - 8-10 ч);
определять факт нарушения государственной границы или экономической зоны, координаты и параметры движения судов-нарушителей (с точностью до 30-50 м), их классификацию;
обеспечивать необходимое автоматическое маневрирование самолета в районе поиска и в ходе преследования нарушителя, осуществлять выдачу целеуказаний бортовому оружию;
формировать рекомендации оператору в процессе решения тактических задач.
Основу радиоэлектронного патрульного комплекса составляет радиолокационная станция кругового обзора. Ее масса - 160 кг, главное предназначение - выполнение поисковых и разведывательных задач в дальней зоне. Модульная конструкция станции предусматривает поставку в различных вариантах исполнения (по желанию заказчика), а также дополнительное наращивание функций.
В концепции ФПС РЛС КО будет обеспечивать обнаружение малоразмерных объектов (плотов, лодок и т. д.) на дальности 20 км при волнении моря до 3 баллов, катеров и судов водоизмещением 200 - 300 т - на удалении до 100 км при шторме 5 баллов, крупных надводных кораблей - до 200 км при волнении моря до 5 баллов.
Совместно с аппаратурой управления станция обеспечивает автоматическое сопровождение целей. Точность целеуказания: по дальности - 30 - 50 м, по азимуту -30 мин.
РЛС КО имеет четыре блока: антенну с безрепродукторным приводом и размером зеркала 1160х460 мм, передатчик, приемо-задающий модуль и контейнер обработки радиолокационной информации. Предусмотрено, кроме того, подключение внешней аппаратуры - навигационной, государственной принадлежности, приема сигналов спасательных маяков, других датчиков, в том числе экологического мониторинга. Работает станция на масштабах 12,5; 25; 50; 100; 200 и 400 км. Имеется выносной микроплан местности с разрешением по дальности от 10 до 40 м.
Теплотелевизионная система наблюдения используется для поисковых задач в ближней зоне. Содержит два канала - телевидения (ТВ) и тепловидения (ТПВ), а также электронные блоки управления гироплатформой, формирования телевизионного сигнала и вторичных источников питания. Все это размещено на поворотной платформе с гиростабилизацией, максимальная скорость разворота - 40 град/с. ТТС работает в трех режимах: наведения по предварительному целеуказанию, ручного управления и автоматического - от управляющего вычислительного комплекса.
Дальность обнаружения ТТС морского катера - 10 км, спортивного самолета - 15 и пассажирского - 20 км.
Действиями всего радиолокационного комплекса Стриж дирижирует управляющая вычислительная система (УВС). Она также осуществляет информационный обмен с остальным оборудованием Ил-114П. УВС включает в себя два рабочих места штурмана-оператора, блок обработки информации и сопряжения, а также БЦВМ.
Выносной индикатор размещен в пилотской кабине и обеспечивает экипаж информацией от всех бортовых систем и УВС патрульного комплекса. Рабочее место оператора оборудовано многорежимным индикатором, универсальным пультом управления, блоком механизма управления перекрестием и контейнером обработки информации. На индикатор выводятся обработанные данные информационных систем, сведения о тактической обстановке в графическом ицифро-буквенном виде. Он позволяет также микшировать изображения и образовывать полиэкраны с выдачей на общий экран информации различных информационных систем. Программное обеспечение управляющей вычислительной системой позволяет комплексно обрабатывать информацию радиолокационной и теплотелевизионной систем, автоматически сопровождать обнаруженную цель. В ходе поисковых и патрульных операций УВС вырабатывает сигналы управления самолетом при тактическом маневрировании в районе поиска, которое может выполняться по типовым и произвольным траекториям. Взаимодействие штурмана с УВС ведется в диалоговом режиме при помощи формуляров исходных данных (ФИД) типовых сообщений. В процессе работы штурман заполняет ФИД конкретными числовыми значениями для складывающейся тактической обстановки. Это позволяет в значительной мере разгрузить его от рутинных операций в полете. В состав патрульного комплекса Стриж также включена система документирования (СД). Она обеспечивает объективный контроль за деятельностью операторов, регистрирует все данные информационных систем. Таким устройством вСД выступает цифровой накопитель. Возможна также комплектация СД фоторегистратором. Полученная в ходе патрулирования информация обрабатывается, записывается бортовой КЗА и по каналу передачи данных в реальном масштабе времени поступает на наземные пункты управления или же непосредственно в виде целеуказания средствам пресечения. И последнее. При создании радиоэлектронного патрульного комплекса Стриж одной из главных задач было обеспечить максимальную автоматизацию контроля его работоспособности на земле и в полете. Созданная система тестового контроля позволяет выполнять оперативные виды подготовки аппаратуры без применения контрольно-проверочной аппаратуры. За счет высокой степени насыщения цифровой техники она обеспечивает контроль работоспособности систем комплекса на земле с достоверностью 0,96 и в полете - 0,84 (без нарушения выполнения боевой задачи).
Подробнее
Аэростатный комплекс наблюдения и связи "Кордон"
Комплекс предназначен для:
охраны государственных, экономических и административных границ;
наблюдения за перемещением живой силы и техники на поле боя дальностью до 50 км.;
управления полем боя на глубину до 50 км.;
наблюдения за судами и плавсредствами;
корректировки огня путем засечки координат разрывов артиллерийских снарядов;
обнаружения низколетящих целей;
автоматического обнаружения, сопровождения движущихся объектов и формирование сигнала тревоги.
Основные характеристики комплекса
Дальность обнаружения и сопровождения техники 0,2...50 км, человека 0,2...12 км.
Скорость объектов, 3...72 км/ч
Газовый объем аэростата от 350 м3
Длина аэростата 18 м
Максимальный диаметр оболочки 6 м
Высота подъема 500...1000 м
Наработка РЛС на отказ не менее 1000 ч
Подъемный газ гелий, водород
Скорости ветра при стоянке 25 м/с
Конструктивно комплекс состоит из аэростатной части (аэростат, РЛС, обтекатель РЛС) и наземного обслуживающего комплекса (причальная ферма, пульт управления, система обслуживания аэростата, газогенератор, автомобиль для перевозки).
В качестве РЛС используется новое поколение истинно-когерентных радаров. За основу взят доработанный радар РП-200 разработки Тульского НИИ "Стрела". Радар имеет необходимые тактико-технические данные для выполнения поставленных задач. Доработка радара заключается в облегчении силовой конструкции радара, создание специальной подвески для закрепления на аэростате, перевод на аккумуляторное электропитание, создание блока радиопередачи данных с аэростата на землю, повышении надежности работы радара.
Средства комплекса наземного обеспечения и перебазирования предназначены для обслуживания на земле, для стравливания и выбирания, а также для транспортировки аэростата в уложенном или выполненном состоянии.
Подробнее
Вертолет ДРЛО
Вертолет радиолокационного дозора Ка-31 предназначен для обнаружения на дальних рубежах как воздушных целей типа самолет-вертолет, в том числе и на предельно малых высотах полета, так и надводных кораблей, их сопровождения, и автоматической передачи данных о них на командные пункты управления.
Основу бортового комплекса составляет мощная РЛС на твердотельных элементах с выпускаемой в полете антенной площадью 6 кв.м и круговой зоной обзора. Бортовой радиотехнический комплекс (РТК) позволяет осуществлять автоматизированный полет вертолета по запрограммированному маршруту в любых погодных и климатических условиях. После включения РТК, выпуска антенны и выбора штурманом режима работы последующие операции выполняются автоматически без вмешательства человека.
Максимальная высота барражирования 3500 м
Комплекс позволяет одновременно обнаруживать до 200 целей и брать на сопровождение 20 из них. Дальность обнаружения воздушных целей до 150 км, надводных - до 250 км. Информация с вертолета Ка-31 автоматически передается на наземные и корабельные пункты приема по телекодовому каналу радиосвязи.
Подробнее
Комплекс авиационного дистанционного зондирования
Комплекс авиационного дистанционного зондирования размещен на самолете Ил-20М, имеющем дальность полета 4500 км, продолжительность 8 час, максимальную высоту 10 км и полезную нагрузку 7 т.
Выполняемые задачи:
Синхронная плановая фотосъемка топографическая и четырехзональная и многоканальная сканерная съемка в видимом и инфракрасном диапазоне
Синхронная радиолокация и фотосъемка бокового обзора
Видеонаблюдение в передней полусфере с переменным фокусом, автосопровождением и регистрацией изображений
Цифровая регистрация сканерной и радиолокационной информации
Высокоточная навигационная привязка посредством использования инерциально-спутниковых систем, в том числе в дифференциальном режиме
Компьютерное управление процессом аэросъемки
В состав комплекса входит аппаратура аэрофотосъески в видимом и инфракрасном диапазонах, теленаблюдения и радиолокационная станция бокового обзора.
Основные характеристики РЛС БО:
Длина волны - 3 см
Разрешение:- вдоль линии полета 12 м, поперек полета 15 м
Полосы бокового обзора: - 15, 50 и 100 км
Подробнее
Дополните и/или уточните материал.
rlock@mail.ru