Страница открыта 07.03.00
 Страница изменена 12.11.01







 Прошлое

 ГЛАВНАЯ
 ПРОШЛОЕ
 ЛИТЕРАТУРА
ОБРАЗОВАНИЕ
ФИРМЫ
АППАРАТУРА
ПРОЕКТЫ
 ТЕОРИЯ
 ФОРУМ
 ПИСЬМО
      
      Разработки прошлого:
Азимут
СПРН
СМКРЦ
      
      
Биографии
Ссылки

    В 1897, проводя опыты по радиосвязи между стоявшим на якоре транспортом "Европа", на верхнем мостике которого находился передатчик, и крейсером "Африка", на котором помещался приемник, изобретатель радио Александр Попов обнаружил новое физическое явление. О чем и сделал запись в отчете комиссии, назначенной для проведения этих опытов: "Влияние судовой обстановки сказывается в следующем: все металлические предметы (мачты, трубы, снасти) должны мешать действию приборов как на станции отправления, так и на станции получения, потому что, попадая на пути электромагнитной волны, они нарушают ее правильность, отчасти подобно тому, как действует на обыкновенную волну, распространяющуюся по поверхности воды, брекватер, отчасти вследствие интерференции волн, в них возбужденных, с волнами источника, т.е. влияют неблагоприятно. ... Наблюдалось также влияние промежуточного судна. Так, во время опытов между "Европой" и "Африкой" попадал крейсер "Лейтенант Ильин", и если это случалось при больших расстояниях, то взаимодействие приборов прекращалось, пока суда не сходили с одной прямой линии".

    По всей видимости, это первое в истории документальное подтверждение открытия основного принципа радиолокации - отражения радиоволн от металлических предметов. Попов обратил внимание на это явление как на фактор, мешающий радиосвязи, и не заинтересовался его возможным применением.

    Спустя 7 лет, в 1904 г немецкий изобретатель Хюльсайер запатентовал способ обнаружения металлических объектов по отражению ими радиоволн. Патент Хюльсайера опередил время и 18 лет оставался невостребованным. Элементная база радиотехники была еще слишком слаба, чтобы воспользоваться открытым эффектом. Первая лампа-диод была построена в том же 1904 г, а первый триод был предложен в 1907. И только в 1913 г. была разработана схема лампового приёмника и с помощью триода были получены незатухающие электрические колебания.

    Вспомнили об эффекте американцы. В 1922 г Тейлор и Юнг исследовали отражение радиоволн от кораблей и дали начало практическому использованию эффекта. С этого времени радиолокация становится военной и начинает развиваться параллельно в США и Англии. В конце 20-х сходные исследования проводятся в Германии.

    В нашей стране идеи радиолокации продвигал с 1932 г научный сотрудник Ленинградского электрофизического института (ЛЭФИ) П.К. Ощепков, позднее предложивший использовать импульсное излучение. Идея овладела военными и 16 января 1934 года в Ленинградском физико-техническом институте (ЛФТИ) под председательством академика А. Ф. Иоффе состоялось совещание, на котором представители ПВО РККА поставили задачу обнаружения самолетов на высотах до 10 и дальности до 50 км в любое время суток и в любых погодных условиях.

    Летом 1934 года группа энтузиастов, среди которых были Б. К. Шембель, В.В. Цимбалин и П. К. Ощепков, представила членам правительства опытную установку. Установка понравилась сразу ПВО и ВМФ. Далее разработка пошла параллельно по обоим ведомствам.

    Созданная по заказу ВМФ в 1936 г. под руководством Б.К. Шембеля РЛС "Стрела", работавшая с использованием сигналов непрерывного излучения в диапазоне 21-23 см, показала не удовлетворяющие флот результаты (при благоприятных условиях - отсутствие ветра и птиц - корабли обаруживались на дальности 3-5 км). А вот созданная под руководством Ю.Б. Кобзарева в 1939 г. по заказу ПВО импульсная РЛС "Редут" была успешно испытана под Севастополем и летом 1940 г принята на вооружение войск ПВО. Станция получила название радиоулавиватель самолетов (РУС). ВМФ в апреле 1940 г. выдал задание на разработку ее корабельного варианта "Редут-К", единственный экземпляр которой была изготовлена к началу войны. и установлен на крейсере "Молотов". Войну наша страна встретила с несколькими РЛС РУС-1, -2 и этой корабельной станцией.

    С началом войны стало не до разработок. Срочно понадобилась работающая техника. Первый генеральный конструктор знаменитого КБ-1 Серго Берия пишет: "Бортовую радиолокацию мы "позаимствовали" у англичан. Во время обороны Москвы бортовой радиолокацией были оснащены две или три авиаэскадрильи. Так было и с морскими локационными системами. Вообще советская разведка здорово помогла конструкторам военной техники." Англичане, а затем и американцы начали поставлять флоту РЛС в 1942 г пишет Г.С.Баскаков в работе "Радиоэлектронные средства освещения надводной и воздушной обстановки", которая посвящена истории оснащения флота РЛС.

    О разработках во время войны известно мало, зато послевоенное время характеризуется бурным развитием радиолокации. Многие разработчики помнят это время и могут лично рассказать о нем. Их рассказы, имеющиеся воспоминания и хроники создания техники составят основу истории развития радиолокации в нашей стране.


    Система обнаружения пусков БР "АЗИМУТ"

    Наверное, это была последняя работа, в выполнении которой были сильно заинтересованы верховные руководители страны. Возможно потому она и была выполнена в рекордно короткие сроки.

    В конце 1983 г американцы, несмотря на все наши надежды, разместили в ФРГ ракеты "Перишинг-2". Главная беда заключалась в том, что траектория полета этих ракет не позволяла своевременно обнаружить их средствами СПРН. Злые языки утверждали, что внезапный интерес к проблеме борьбы с "Першингами" возник у властей из-за того, что норматив на укрытие высшего руководства страны в случае ядерной атаки составлял 6 минут, а подлетное время "Першингов" составляло 10-12 мин и обнаруживались они всего за 4-5 мин до срабатывания БЧ.

    Но и без того задача была серьезная. Мало того, что вероятность поражения МБР не превосходит 0,5, так еще и времени на перехват практически не остается. Традиционные средства ПРО, рассчитанные на борьбу с массовым стартом из Америки или из-под воды в океанах, не могли обнаруживать этот старт из центра Европы. В результате требовалось нетрадиционное решение.

    Задача обнаружения стартов "Першингов" начала решаться двумя группами. Одна ориентировалась на станцию секторного обзора "Имбирь", а вторая предлагала использовать для обнаружения группировку из нескольких высотомеров. Проект с "Имбирем", в котором активно участвовали работники МНИИПА, был скорее теоретическим, поскольку этой станции в то время еще не было.

    Проект использования группировки высотомеров ПРВ-17, выдвинутый сотрудниками ЦНИИРЭС и получивший название "Азимут", был вполне реален. Высотомеры выпускались давно, стояли на вооружении, имелся персонал, который мог на них работать. Группировка из 4-х высотомеров могла перекрыть азимутальный сектор районов предполагаемых пусков "Першингов" и непрерывно наблюдать за этим сектором сканируя по углу места. Старт БР определялся на фоне большого числа разнообразных воздушных целей по непрерывно возрастающему углу места отметки от цели. Требовалось, однако, эту цель сопровождать, т.е. строить ее траекторию. В высотомерах, которые предназначались для работы в комплексе с 2-х координатными станциями кругового обзора, построение траекторий (вторичная обработка) не предусматривалось. Поэтому было предложено использовать операторов для построения траекторий по данным высотомеров.

    Уже к весне 1984 г были проведены испытания на полигоне в КапЯре, которые дали положительные результаты. Оставалось только разместить группировку в ГДР и проблема с обнаружением "Перишингов" решалась. Но, видимо, к этому времени интерес к обнаружению БР у высшего руководства уже поостыл, а без этого довести дело до реализации не удалось. Проект был отклонен по причине "ненадежности человеческого фактора". Был принят проект доработки СПРН для обнаружения стартов "Першингов", который предложили военные. Бывший командующий ПРО Юрий Вотинцев пишет, что этот проект был реализован.

    Разработчики же проекта "Азимут" получили премию и на том дело кончилось. Позднее рассказывали, что военные реализовали идею с высотомерами в какой-то стране и даже сбивали по данным группировки ракеты.


    ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО РОССИИ. СПРН испытывает трудности, но сохраняет боеспособность
    Независимое военное обозрение №13(186) 14.04.00

    Об авторе: Владимир Геннадьевич Морозов - главный конструктор СПРН, доктор технических наук, действительный член Международной академии информатизации, почетный член Академии космонавтики им К.Э. Циолковского, заслуженный конструктор РФ.

    ОГРОМНЫМИ трудами ученых, конструкторов, рабочих, военных в нашей стране создана и несет боевое дежурство в составе РВСН система предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Она является важнейшим элементом в реализации концепции сдерживания, лежащей в основе обеспечения военной безопасности России. СПРН - составная часть Ракетно-космической обороны (РКО), включающей в свой состав также систему контроля космического пространства (ККП) и противоракетной обороны (ПРО).

    ПЕРВЫЕ РАЗРАБОТКИ
    Начало работ по СПРН и РКО в целом относится ко второй половине 1950-х гг., когда в США и СССР появились межконтинентальные баллистические ракеты (МБР). В истории разработки и создания систем РКО есть много общего, вместе с тем каждая из них имеет свои особенности.

    1. РЛС "Дарьял". 2. РЛС "Днепр" + сооружаемая РЛС "Дарьял-У". 3. РЛС "Волга". 4. РЛС "Днепр"

    Разработка отечественной СПРН, ее средств и изготовление технологической аппаратуры была возложена на НИИ, КБ и заводы Минрадиопрома, разработка проектной документации и строительство объектов - на Минобороны, проведение монтажно-настроечных работ - на Головное производственно-техническое предприятие Минрадиопрома, проведение государственных испытаний средств и системы в целом - на НИИ Минобороны. Заказчиком СПРН были определены Войска ПВО.

    В это время в Радиотехническом институте (РТИ) АН СССР началась разработка первой отечественной РЛС "Днестр", предназначенной для обнаружения атакующих баллистических ракет (БР) и космических объектов. Эта РЛС прошла полигонную отработку на 10-м государственном испытательном полигоне Минобороны, и 15 ноября 1962 г. было задано создание 4-х таких РЛС в районах Мурманска, Риги, Иркутска и Балхаша.

    Одновременно в ЦНИИ "Комета" началась разработка космической системы обнаружения стартов БР с ракетных баз США, а в НИИ дальней радиосвязи (НИИДАР) - средств загоризонтного обнаружения. Решение об их создании принято в 1969 г. Главными конструкторами были назначены соответственно Владислав Хлибко и Франц Кузьминский.

    Разработку радиолокационных средств раннего обнаружения атакующих баллистических ракет и космических объектов, космических систем обнаружения стартов БР и средств противоракетной обороны возглавили три известных академика: Александр Минц, Анатолий Савин и Григорий Кисунько. Каждый из них разрабатывал свои средства и системы.

    Через 8 лет после принятия решения о создании РЛС "Днестр", 25 августа 1970 г. на вооружение Советской Армии был принят комплекс раннего обнаружения (РО) атакующих БР в составе командного пункта (КПК РО) и узлов РО-1 (Мурманск), РО-2 (Рига). Этот комплекс работал по принципу разнесенного на местности радиолокатора, когда функции источников информации сводились к формированию единичных измерений и передаче их на КПК РО, а задачей командного пункта комплекса являлось построение траекторий баллистических ракет и космических объектов и определение параметров их движения в автоматическом режиме. Создание узлов РО-1 и РО-2 обеспечило надежный контроль ракетных баз США. 13 февраля 1973 г. приняты на вооружение РЛС "Днестр" на узлах, предназначенных для обнаружения спутников (ОС) Земли - ОС-1 (Иркутск) и ОС-2 (Балхаш). Узлы ОС-1 и ОС-2 существенно расширили возможности по контролю космического пространства и прикрыли юго-восточное ракетоопасное направление.

    Разработка и создание РЛС "Днестр" и КПК РО осуществлялась молодыми в то время сотрудниками РТИ АН СССР Глинкиным Л.И., Очкиным Ю.В., Иванцовым В.М., Саврасовым Ю.С., Ордановичем В.Е., Васильевым А.А. и др. Общее руководство работами по созданию РЛС осуществлял главный конструктор узлов РО и ОС Юрий Поляк.

    Параллельно с этим была поставлена задача создания системы, обеспечивающей контроль всех, а не избранных, ракетоопасных направлений. С этой целью в РТИ АН СССР в 1968 г. разработали первый эскизный проект СПРН с использованием РЛС "Днепр", созданной на базе локатора "Днестр" и обладающей по сравнению с ним более высокими тактико-техническими характеристиками, и перспективной РЛС "Дарьял".

    До своей реализации этот проект претерпел значительный объем доработок. Они были связаны как с недостаточным оперативно-тактическим обоснованием облика и места дислокации самой мощной в мире РЛС "Дарьял", так и с организационными изменениями в Минрадиопроме и 2-м НИИ МО, который до этого времени являлся разработчиком алгоритмов командного пункта СПРН.

    Следует отметить, что разработанный в составе эскизного проекта в 1968 г. проект РЛС "Дарьял" до сих пор является уникальным. Эту станцию, рассчитанную на большую излучаемую мощность и имеющую огромную площадь антенного полотна, предполагалось оснастить ядерными автономными источниками питания. Согласно первоначальному замыслу, данная РЛС должна быть размещена на крайнем Севере СССР в районе Земли Франца-Иосифа с целью достижения максимального времени предупреждения. Этот проект, уникальный и сложный, претерпел ряд доработок, выдержал конкурс с альтернативным проектом НИИДАР. Лишь 14 апреля 1975 г. было задано создание РЛС "Дарьял" в существующих местах дислокации (Печора, Габала).

    Конец 60-х гг. можно считать началом создания не только СПРН, но и РКО в целом. В 1970 г. заместитель министра радиопромышленности СССР Владимир Марков, возглавлявший в Минрадиопроме работы по ПРО, СПРН и СККП, принял революционное решение о создании Центрального научно-производственного объединения (ЦНПО) "Вымпел", задачей которого являлось проведение практически всего комплекса работ по ракетно-космической обороне. В состав "Вымпела" вошли несколько предприятий России, Украины и Белоруссии, основными из которых были РТИ, НИИДАР, НИИ радиоприборостроения, Днепровский машиностроительный завод, Южный радиозавод, Гомельский радиозавод, Конструкторское бюро системного программирования и Научно-тематический центр, которому была поручена головная роль по созданию СПРН, СККП и ПРО г. Москвы, а также командных пунктов этих систем. Генеральными директорами ЦНПО "Вымпел" в разные годы были Владимир Марков, Юрий Аксенов и Николай Михайлов.

    С этого времени история разработки и создания всех систем РКО стала историей ЦНПО "Вымпел".

    Основу НТЦ ЦНПО "Вымпел" составили сотрудники ОКБ "Вымпел". Кроме них в НТЦ ЦНПО "Вымпел" был переведен из РТИ АН СССР и НИИДАР ряд ведущих сотрудников, которые впоследствии создали основу разработчиков СПРН. В числе этих сотрудников были нынешние Главные конструкторы средств Траубенберг В.П., Григорьев А.Л., Волобуев А.В., Шаховцев С.С. и др. Главным конструктором СПРН был назначен один из ведущих сотрудников теоретического отдела, возглавляемого Тартаковским Г.П. д.т.н. Репин В.Г., который совместно с молодыми выпускниками МФТИ Курикшей А.А., Меньшиковым А.В., Морозовым В.Г., Бакутом П.А., ведущими сотрудниками НТЦ Головкиным Б.А., Кузнецовым И.Н., Зельниковым И.П., Широковым В.В. и др. совместно с переведенными из РТИ АН СССР и НИИДАР сотрудниками приступили к разработке СПРН.

    ЕДИНАЯ СИСТЕМА
    Анализ, проведенный специалистами Минобороны и ЦНПО, показал, что система, создаваемая на основе эскизного проекта 1968 г., не позволит решить весь комплекс задач РКО. В 1972 г. был принят к реализации вновь разработанный в Научно-тематическом центре объединения "Вымпел" эскизный проект СПРН. Отличием этого проекта от предыдущего была, в частности, его тесная увязка со средствами контроля космического пространства. Информационная компонента этих систем - средства СПРН и СККП - разрабатывались как единое целое, а независимые разработки Александра Минца, Анатолия Савина и Григория Кисунько стали дополнять друг друга.

    Наряду с группировкой средств надгоризонтной радиолокации проектом предусматривалось включение в состав СПРН двух узлов (Чернигов и Комсомольск-на-Амуре) загоризонтного обнаружения стартов МБР с ракетных баз США, космической системы обнаружения стартов с космическими аппаратами на высокоэллиптических орбитах и наземным пунктом приема и обработки информации. Двухэшелонное построение СПРН, работающей на различных физических принципах, создало предпосылки для ее устойчивой работы в любых условиях.

    В это же время Сергей Аджемов показал принципиальную возможность использования государственной сети связи для обмена данными между территориально разнесенными средствами системы и ее командным пунктом.

    Принципы построения комплексного боевого алгоритма командного пункта СПРН, предложенные в этом проекте, были основаны на четком распределении функций и ответственности за выданную информацию между источниками сведений и командным пунктом СПРН и предусматривали большой комплекс защит от выдачи ложной информации. Впоследствии эти принципы подтвердили высокую эффективность системы.

    Предусмотренная эскизным проектом 1972 г. первая РЛС "Днепр" была создана в районе Балхаша и принята на вооружение Советской Армии в 1974 г.

    День 29 октября 1976 г. стал днем рождения отечественной СПРН. Систему в составе командного пункта СПРН, узлов РО-1 (Мурманск), РО-2 (Рига), ОС-1 (Иркутск) и ОС-2 (Балхаш) на базе РЛС "Днепр" поставили на боевое дежурство. За успешное решение этой задачи группа ведущих разработчиков и создателей СПРН была награждена орденами и медалями, а главному конструктору системы Владиславу Репину присвоено звание Героя Социалистического Труда.

    С этого времени началась эра совершенствования и развития системы в соответствии с замыслом эскизного проекта 1972 г. 19 июля 1978 г. с целью повышения тактико-технических характеристик системы на основном ракетоопасном направлении на боевое дежурство была поставлена вынесенная приемная позиция "Даугава" на узле РО-1 (Мурманск). Антенна "Даугавы" дополняла приемную часть "Днепра", что увеличило помехозащищенность и живучесть комплекса.

    16 января 1979 г. на вооружение Советской Армии принята космическая система обнаружения стартов БР с ракетных баз США. В это же время на боевое дежурство поставлены еще две РЛС "Днепр" на узлах РО-4 (Севастополь) и РО-5 (Мукачево), что обеспечило возможность контроля юго-западного направления. Практически одновременно введен в эксплуатацию головной образец комплекса средств доведения и отображения информации предупреждения "Крокус", благодаря чему было реализовано мгновенное автоматическое доведение информации СПРН до потребителей.

    В 1980 г. принят в опытную эксплуатацию первый узел загоризонтного обнаружения стартов БР "Дуга-1" в районе Чернигова и предъявлен на совместные испытания узел "Дуга-2" в районе Комсомольска-на-Амуре.

    20 января 1984 г., через 9 лет после принятия решения о создании РЛС "Дарьял", головной образец этой станции, построенный на узле РО-30 (Печора), был принят на вооружение Советской Армии. В 1985 г. сдан второй образец РЛС "Дарьял" на узле РО-7 (Габала). По своим тактико-техническим характеристикам РЛС "Дарьял" до сих пор не имеет аналогов в мире. За создание такой РЛС главному конструктору Виктору Иванцову присвоено звание Героя Социалистического Труда.

    В таком составе СПРН была способна обнаруживать удары по территории СССР МБР и БРПЛ средней дальности типа "Поларис" и "Посейдон" с основных ракетоопасных направлений. Конец 70-х годов - начало 80-х были годами интенсивной и плодотворной работы по развитию СПРН. Коллектив разработчиков системы ПРН окреп и пополнился новыми высококвалифицированными кадрами - выпускниками МФТИ, МГУ, МАИ и других престижных вузов страны. Среди молодых специалистов, внесших в это время наибольший вклад в разработку СПРН, можно назвать Суханова С.А., Клочкова А.Н., Андрияко В.А., Гусева В.Б., Зубейрова С.М., Приезжего Н.Н., Закиса А.В., Щербакова И.Г., Алферьева В.Л., Лагуткина В.Н. и др.

    С УЧЕТОМ НОВЫХ УГРОЗ
    Конец 70-х - начало 80-х гг. - время интенсивной и плодотворной работы по развитию СПРН. В 1976-1977 гг. Научно-тематический центр ЦНПО "Вымпел" разработал первый эскизный проект развития и совершенствования СПРН. Необходимость данной работы была обусловлена развитием средств нападения стран НАТО и Китая. В это время на вооружение НАТО поставили БРПЛ морского базирования "Трайдент-1", началась разработка ракет "Трайдент-2" с большей по сравнению с "Трайдент-1" дальностью полета, появились БР дальнего действия в Китае.

    Тенденции развития средств нападения вероятных противников определили повышенные требования к СПРН. В связи с этим проектом было предложено создание новой практически глобальной космической системы обнаружения стартов БР и двухдиапазонного периферийного радиолокационного поля. Главный конструктор узлов РО и ОС Юрий Поляк предложил оригинальную программу работ по поэтапному развитию радиолокационного поля СПРН метрового диапазона с доведением характеристик всех радиолокационных узлов по дальности действия до характеристик РЛС "Дарьял".

    Основу этой программы составляли так называемые универсальная приемная позиция (УПП) и типовая передающая позиция (ТПП). УПП позволяла принимать и обрабатывать отраженные от цели сигналы, излучаемые локатором "Днепр", и отличалась от приемной позиции РЛС "Дарьял" значительно большими возможностями по управлению и помехозащищенности. Дальнейшее совершенствование узла обеспечивалось заменой "Днепра" на ТПП, работающую совместно с ранее созданной на узле УПП.

    Впервые в мировой практике в УПП было предусмотрено создание адаптивной фазированной антенной решетки. Головной образец приемной позиции, которая называлась "Даугава-2", предполагалось разместить на узле ОС-2 (Балхаш), а первые ТПП - на узлах Мукачево и Рига. Впоследствии на основе этих решений началось создание РЛС "Дарьял-У" на узлах Балхаш, Иркутск и Енисейск и РЛС "Дарьял-УМ" на узлах Мукачево и Рига. Главным конструктором "Дарьяла-У" был назначен Александр Васильев, а "Дарьяла-УМ" - Виктор Иванцов.

    В промежутках между радиолокационными узлами метрового диапазона типа "Дарьял" предполагалось строительство узлов дециметрового диапазона на базе РЛС "Волга". Это позволяло создать двухдиапазонное сплошное радиолокационное поле по всей периферии СССР.

    По результатам рассмотрения проекта 1976-1977 гг. было задано создание трех РЛС "Дарьял-У" в районах городов Балхаш, Иркутск и Енисейск, двух РЛС "Дарьял-УМ" в районах Мукачево и Риги и развернуты работы по разработке серии РЛС "Волга". В 1981 г. главным конструктором РЛС "Волга" был назначен Александр Мусатов, а 1982 г. ознаменовался разработкой первого эскизного проекта серии этих станций. В соответствии с ним предусматривались разработка и создание серии отечественных твердотельных цифровых радиолокаторов с возможностью перестройки частоты в широком диапазоне волн и работы в двух частотных диапазонах. Управление передающими и приемными модулями в этих РЛС предполагалось осуществлять с помощью расположенной внутри РЛС зеркальной антенны, а их централизованный ремонт должен был осуществляться на специально созданном заводе. Все это являлось составной частью очередного системного проекта, уточнившего роль и место серии РЛС "Волга" в СПРН. 20 августа 1984 г., после уточнения облика РЛС в сторону ее упрощения и удешевления и назначения главным конструктором РЛС "Волга" Станислава Миронова, принято решение о создании головной РЛС "Волга" на западном ракетоопасном направлении в районе города Барановичи. Для этой цели на Днепровском машиностроительном заводе был создан уникальный цех микроэлектроники.

    22 мая 1985 г. принимается решение о создании новой, практически глобальной, космической системы обнаружения стартов БР с ракетных баз США и Китая и акваторий морей и океанов. Главным конструктором этой системы назначается Константин Власко-Власов.

    ПРОТИВ "ПЕРШИНГОВ"
    В 80-х гг. вблизи границ СССР США разворачивают баллистические ракеты средней дальности "Першинг-2". Советские спутники-разведчики фиксируют интенсивное строительство трех ракетных баз на территории ФРГ. Возникает угроза появления таких ракет и в других странах НАТО, в частности, в Турции. Успешно проходят испытания новых американских баллистических ракет морского базирования "Трайдент-2" с дальностью стрельбы более 10 тыс. км.

    В НТЦ ЦНПО "Вымпел" срочно разрабатывается комплекс предложений по обнаружению ударов ракет "Першинг-2": принимается решение о расширении западного сектора обзора РЛС системы ПРО "Дунай-3У", рассматривается вопрос об использовании для этих целей противосамолетной РЛС "Имбирь" и других локаторов противосамолетной обороны. В 1982 г. разрабатывается очередной эскизный проект развития СПРН, в котором уточняется облик глобальной космической системы обнаружения стартов всех типов стратегических баллистических ракет, а на направлениях, не контролируемых средствами надгоризонтной радиолокации с учетом БР "Першинг-2", предлагается создание четырех малопотенциальных РЛС "Волга-М".

    ВЫСШАЯ ТОЧКА
    Во второй половине 80-х гг. в состав СПРН вводятся две радиолокационные станции "Дарьял", завершается строительство трех РЛС "Дарьял-У" и двух РЛС "Дарьял-УМ". Вместе с тем это годы перестройки и смены внешнеполитического курса СССР. Сокращаются затраты на оборону и резко тормозится создание практически всех новых средств СПРН. 1986 г. - авария на Чернобыльской АЭС и прекращение функционирования первого загоризонтного узла "Дуга-1". Вследствие низкой эффективности двухскачковой загоризонтной радиолокации возникает вопрос о целесообразности использования по прямому назначению второго узла "Дуга-2", размещенного в районе города Комсомольск-на-Амуре.

    В это время в ряде стран Ближнего Востока, Индии и Пакистане появляются первые баллистические ракеты малой дальности и начинается разработка БР средней дальности. Это годы, когда американцы объявляют о начале работ в области так называемой "стратегической оборонной инициативы", основу которой должна была составить космическая система ПРО. Создание такой системы могло бы нарушить сложившееся между СССР и США стратегическое равновесие. В СССР срочно разрабатываются государственные программы ответного реагирования. Резко возрастает роль СПРН и СККП.

    В 1987 г. главным конструктором СПРН был назначен автор настоящей статьи. Разработка очередного комплексного эскизного проекта развития и совершенствования СПРН завершилась. Основными задачами проекта являлись: уточнение программы работ по завершению создания новых средств системы, уточнение задач узла "Дуга-2" и разработка новых средств, обладающих повышенной живучестью.

    До сих пор не потеряли своей актуальности разработанные для СПРН 12-13 лет назад ряд комплексов и РЛС, резервная система формирования и доведения информации предупреждения, предложения по повышению устойчивости функционирования созданных и создаваемых средств по отношению к поражающим факторам ядерного взрыва.

    В этом проекте впервые была предложена обширная программа работ по повышению социальной привлекательности объектов СПРН и их двойному использованию, а также проанализированы возможности СПРН в интересах других государств. К сожалению, многие идеи этого проекта из-за резкого сокращения затрат на оборону не нашли практического применения.

    В 1988 г. генеральный директор ЦНПО "Вымпел" Николай Михайлов принял решение укрепить руководство работами по СПРН и СККП. Генеральным конструктором НИИДАР, который предполагалось сделать головной организацией по разработке систем ПРН и ККП, назначается Алексей Кузьмин, а его первым заместителем и главным конструктором СККП - Александр Меньшиков (впоследствии он стал генеральным конструктором МАК "Вымпел"). В 1989 г. завершается очередной успешный этап в развитии СПРН. Система приобретает новое качество и новую комплексную боевую программу.

    ПОСЛЕ РАСПАДА СОЮЗА
    Начало 90-х гг. - печальный этап в развитии СПРН. Пожар на 2-ом узле загоризонтной радиолокации "Дуга-2" привел к прекращению ее функционирования в составе системы. Распад СССР резко обострил вопрос существования и развития средств системы, находящихся за пределами Российской Федерации.

    Научно-тематическим центром ЦНПО "Вымпел" совместно с НИУ МО разрабатываются предложения по использованию создаваемых РЛС "Дарьял-УМ" в районах Мукачево и Риги в интересах Украины и Латвии, РЛС "Дарьял" на узле Габала - в интересах Азербайджана, РЛС "Дарьял-У" на узле Балхаш - в интересах Казахстана. Несмотря на все усилия по сохранению уникальных РЛС, предпринятые российскими военными и учеными, Латвия и Украина приняли решение о прекращении работ по их созданию. Впоследствии РЛС в Латвии была разрушена.

    В первой половине 90-х гг. министром обороны Российской Федерации разрабатывается и утверждается концепция создания российской СПРН с учетом подписанного к этому времени государствами СНГ "Соглашения о средствах СПРН и СККП".

    Распад СССР и появление новых форм собственности вынудил руководство ЦНПО "Вымпел" искать новые способы организации работ по системам РКО. В 1995 г. на базе Центрального научно-производственного объединения создается Межгосударственная акционерная корпорация "Вымпел" (МАК "Вымпел") в составе российских и белорусских предприятий, президентом которой был избран Владимир Литвинов.

    В развитии СПРН начинается новый этап. Большинство созданных к этому времени средств исчерпали свой технический ресурс. Значительная часть производственной базы оказалась за рубежом. Стало ясно, что программа работ по развитию СПРН, разработанная в 1985-1987 гг., не может быть реализована. В 1995-1996 гг. разрабатывается дополнение к комплексному эскизному проекту развития и совершенствования СПРН, в котором уточняется облик всех создаваемых средств системы и корректируется этапность их создания: корректируется облик космических систем обнаружения стартов ракет в сторону сокращения числа космических аппаратов, разрабатывается новая технология создания РЛС, на основе которой предлагается проводить модернизацию созданных РЛС. В области командно-связных средств системы планируется переход на микропроцессорную технику.

    Наиболее сложный этап в развитии СПРН - 1996-1998 гг., когда государство практически перестало оплачивать выполненные по Госзаказу работы, а инфляция свела к минимуму заработную плату высококвалифицированных сотрудников корпорации. Почти на всех предприятиях оборонного комплекса начался резкий отток наиболее талантливых специалистов. Престижные до этого времени специальности перестали быть привлекательными для молодежи. Средний возраст сотрудников, занятых разработкой и созданием СПРН, стал приближаться к пенсионному. Нависла реальная угроза над разрушением годами созданной научной школы.

    Но даже в эти трудные годы удалось сохранить основные кадры и реализовать очередной этап в развитии СПРН. В 1996 г. принимается на вооружение первый этап космической системы обнаружения стартов ракет с акваторий морей и океанов, а в 1998 г. на опытное боевое дежурство принимается восточный КП этой системы. Успешно ведутся работы по обеспечению функционирования остальных средств системы, перестраивается производственная база.

    В 1999 г. наметилась положительная производная по всем направлениям разработки СПРН. Результаты этих работ легли в основу существующей программы работ по обеспечению функционирования и развитию СПРН до 2010 г.

    Вторую половину 90-х гг. можно назвать эпохой начала разработки новых перспективных средств системы. В области космических систем - это начало разработки новых космических аппаратов, обладающих более высокой надежностью и меньшей стоимостью запуска, новой широкопольной бортовой аппаратуры обнаружения и малогабаритных КП, обладающих низкими эксплуатационными расходами. В области радиолокационной техники - начало разработки новой технологии, позволяющей в короткие сроки создавать РЛС с любыми заданными характеристиками и обладающими низкими эксплуатационными расходами. Также осуществляется модернизация РЛС, находящихся на боевом дежурстве. В области командно-связных средств - это переход на микропроцессорную технику.

    В 1997 г. системы РКО, в том числе СПРН, из войск ПВО передаются в РВСН и начинается новый этап их совершенствования и развития. В 1999 г. создается первый этап командного пункта РКО.

    Создание такой сложной, полностью автоматической системы, какой является СПРН, было бы невозможным без тесного взаимодействия промышленной и военной науки, а также помощи со стороны заказчика. На всех этапах разработки и создания системы огромную роль играл и продолжает играть созданный более 30 лет назад научно-исследовательский и испытательный центр Минобороны. На вычислительных средствах этого центра осуществлялась отработка многих боевых программ. С его помощью проводились испытания. В настоящее время в связи с изменением статуса СПРН и расширения ее функции в мирное время функции центра предполагается существенно расширить.

    Все этапы создания и развития СПРН сопровождались полным, всеобщим пониманием исключительной важности данной системы для обеспечения стратегической стабильности и международной безопасности. Этот вывод актуален и сегодня.

    Огромный вклад в разработку и создание СПРН внесли: Министры радиопромышленности СССР Плешаков П.С. и Шимко В.И., заместители Министра радиопромышленности СССР Марков В.И. и Лосев О.А., Генеральные директора ЦНПО "Вымпел" Аксенов Ю.Н. и Михайлов Н.В., Президент МАК "Вымпел" Литвинов В.В., Генеральный конструктор МАК "Вымпел" Меньшиков А.В., Генеральные конструкторы: ЦНИИ "Комета" Савин А.И., РТИ им. акад.А.Л. Минца Слока В.К., НИИДАР Кузьмин А.А. и Сапрыкин С.Д., главные конструкторы системы и ее средств Григорьев А.Л., Суханов С.А., Головкин Б.А., Курикша А.А., Траубенберг В.П., Давыдов Г.В., Литовченко Ц.Г., Ковтуненко В.М., Чесноков А.Г., Родин А.Л., Ошанин О.В., Иванцов В.М., Лосев В.С., Орданович В.Е., Васильев А.А., Глинкин Л.И., Юзжалин А.С., Шварцман В.О., Варакин Л.Е. и возглавляемые ими коллективы, начальники научно-исследовательских институтов Минобороны и их управлений Сиротинин Е.С., Батырь Г.С., Рахманов А.А., Шаракшане А.С., Кононенко Г.В., Завалий В.Н., сотрудники НИИ МО Елшанский В.Н., Ляпунов В.М., Тесля В.А., Катулев А.Н., начальники и представители заказывающих управлений МО Байдуков Г.Ф., Ненашев М.И., Мымрин М.И., Петров Н.И., Селиверстов В.Н., Баистов В.Г., Гаврилин Е.В., Зюзин А.Ю., крупные военачальники и известные командиры частей и соединений Батицкий П.Ф., Колдунов А.И., Вотинцев Ю.В., Красковский В.М., Стрельников В.К., Коломиец М.М., Смирнов В.М., Шишкин А.С., Перминов А.Н., Завалий Н.Г., Кисляков Н.В., Рожков В.В., Мартынов С.С., Вылегжанин Г.А., Соколов А.В., Родионов Н.И., Панченко В.П., Иванов В.А., Непомнящих В.Н., руководители монтажных организаций Курышев В.И., Капенкин В.Е. и многие другие.

    Перечень людей, принимавших участие в разработке и создании СПРН, был бы неполон, если не упомянуть высококвалифицированных сотрудников аппарата ЦК КПСС и Комиссии по военно-промышленным вопросам Белякова О.С., Горшкова Л.И., Савостеева Г.В., Федорова В.Ф., Каретникова В.М., Давыдова А.Н., Ефремкина В.П.


    СИСТЕМА МОРСКОЙ КОСМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ И ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ
    Сервер "Российский флот"

    А.И. САВИН, академик, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий
    Г.Ф. ЗОТОВ, лауреат Государственной премии
    Ю.Е. ПЕТРУЩЕНКО, лауреат Государственной премии

    В конце 50-х - начале 60-х годов в Военно-Морском Флоте началось широкое внедрение нового национального вида морского оружия -самонаводящихся противокорабельных крылатых ракет (ПКР) оперативно-тактического назначения. Эффективное использование этих ПКР было невозможным без всепогодной системы загоризонтного целеуказания на всей акватории Мирового океана, что могло быть обеспечено только космической системой.

    Идея использования космических средств для обеспечения целеуказанием нового поколения противокорабельных крылатых ракет родилась в 1960 г. в организациях промышленности - ОКБ-52 (генеральный конструктор В.Н. Челомей), КБ-1 (генеральный конструктор академик А.А. Расплетин) - и в Военно-Морском Флоте (В.А. Сычев, М.И. Ковалевский, К.К. Франц).

    Для реализации этой идеи требовалось проведение широкого круга научных исследований и решения ряда научно-технических проблем по созданию:

  • радиолокационных и радиотехнических средств всепогодной разведки морской поверхности из космоса, способных при работе в автоматическом режиме производить обнаружение надводных кораблей (НК) на фоне взволнованной морской поверхности и излучений корабельных радиотехнических средств (РТС) и точно определять их координаты;
  • космических аппаратов (КА), способных выводить в космос бортовые средства всепогодной разведки, имеющих автоматически действующую систему ориентации осей КА в орбитальной системе координат, оснащенных достаточно мощными источниками бортового питания и способных корректировать свое орбитальное движение по команде с Земли;
  • системы радиоуправления КА, оперативно и точно определяющей и прогнозирующей орбитальное движение КА с выдачей команд для обеспечения функционирования бортовых систем в процессе орбитального полета КА; - автоматизированного наземного комплекса системы для управления КА, приема и обработки передаваемой с них разведывательной информации;
  • корабельных комплексов разведки и целеуказания, осуществляющих прием без активного запроса информации с КА при их работе в режиме "обнаружил-передаю", селекцию главных целей корабельных группировок и ввод их координат в стрельбовой комплекс ПКР;
  • ракетного комплекса для вывода КА системы на орбиту ИСЗ с жесткими требованиями по времени запуска и параметрам исходной орбиты.

    В связи с низкой орбитой, выбранной для оптимальной работы РЛС, исключалась возможность использования солнечных источников тока и возникла необходимость решения научно-технической проблемы создания космической атомной электростанции, что, в свою очередь, привело к необходимости разработки радиационно стойкой бортовой аппаратуры и внедрения мероприятий по обеспечению радиационной безопасности на всех этапах подготовки и эксплуатации КА. Решение указанных выше научно-технических проблем могло быть обеспечено только путем комплексного подхода к созданию космической системы, способной решать задачи разведки наводной обстановки на океанских театрах и обеспечения целеуказанием ПКР ВМФ.

    Первое правительственное решение о развертывании опытно-конструкторских работ по созданию системы морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) вышло в марте 1961 г. К разработке системы были привлечены крупнейшие КБ и НИИ авиационной и радиотехнической промышленности, а для создания бортовой атомной электростанции - Физико-энергетический институт (академик А.И. Лейпунский) и Институт атомной энергии им. И.В. Курчатова (академики М.Д. Миллионщиков и А.П. Александров). Курирование работ по созданию атомной электростанции осуществлял Комитет по использованию атомной энергии (Ю.И. Данилов, В.М. Тюгин). Впоследствии эти работы сосредоточились в Министерстве среднего машиностроения СССР.

    Головной организацией по системе и головным разработчиком ракетно-космического комплекса системы первоначально было определено ОКБ-52; КБ-1 являлось головной организацией по радиоэлектронным комплексам системы и головным разработчиком системы управления. В 1964 г. в связи с прекращением разработки в ОКБ-52 специализированной ракеты УР-200, предназначенной для вывода на орбиту КА системы МКРЦ, за ОКБ-52 были сохранены функции головного разработчика КА, а головной организацией по системе было назначено КБ-1. Разработкой системы в КБ-1 занимался коллектив ОКБ-41 (главный конструктор А.И. Савин, с 1973 г. возглавивший вновь созданный ЦНИИ "Комета").

    От Министерства обороны заказывающим органом было определено Управление ракетно-артиллерийского вооружения ВМФ (В.А. Сычев, М.И. Ковалевский), а ведущим институтом МО - Институт вооружения ВМФ (Н.И. Боравенков, К.К. Франтц).

    В решении комплексных вопросов создания системы от головной организации (КБ-1) активное участие принимали заместители главного конструктора: начальник тематического отдела М.К. Серов (впоследствии главный конструктор системы МКРЦ), начальник тематической лаборатории (отдела) по наземному комплексу системы Ю.Е. Петрущенко, начальник тематической лаборатории (отдела) по бортовым комплексам системы Г.Ф. Зотов, начальник теоретического отдела И.Г. Ропопорт, начальник тематико-теоретической лаборатории В.В. Бритвин. В отработке системы в процессе проведения летных испытаний, наряду с упомянутыми лицами, активное участие принимали ведущие специалисты КБ-1, а затем и Ю.С. Баранов, К.И. Денисов, С.А. Мищуков, И.Б. Балев, А.Г. Шилкин и другие специалисты ЦНИИ "Комета".

    Кроме тематического ведения системы МКРЦ, КБ-1 проводило разработку наземного и бортового комплексов управления системы МКРЦ и отработку ракетно-космического и наземного комплексов системы в целом.

    В процессе проведения работ была предложена и реализована оригинальная однопунктовая система радиоуправления, обеспечивающая точное определение параметров орбитального движения КА и его прогнозирование за два прохода над пунктом управления с выдачей необходимых для суточного функционирования КА команд с точной привязкой к системе единого времени. Создание однопунктовой системы радиоуправления базировалось на предложенной И.Г. Ропопортом модели математического описания орбитального движения КА в виде отклонений от заданной орбиты, что позволило упростить соответствующие управления. В создании наземных технических средств системы управления активная роль принадлежит М.К. Серову, Ю.Е. Петрущенко, В.Г. Хлибко, В.В. Крохину, А.Д. Мочалову, А.Г. Шилкину и другим специалистам.

    Бортовой комплекс системы управления, помимо бортовой аппаратуры радиоуправления, в свой состав функционально включает систему ориентации и стабилизации КА, бортовой эталон времени и приборы, обеспечивающие фиксацию необратимого отказа КА с автономной электростанцией и управление КА в процессе перевода его радиационно-опасной части (РОЧ) на орбиту с длительным сроком ее существования в качестве ИСЗ. Последнее обеспечивало решение задачи радиационной безопасности при необратимом отказе КА. Принципы управления КА при переводе РОЧ КА на орбиту длительного существования были предложены И.Б. Балеевым, В.В. Бритвиным, Г.Ф. Зотовым, А.Ф. Савиным, М.К. Серовым и П.К. Шеминым совместно с конструкторами ОКБ-52 (НПО "Машиностроение").

    В связи с отсутствием в то время интегральных микросхем бортовая аппаратура радиоуправления, включающая в свой состав ретранслятор сигналов наземной станции с приемником команд и бортовое командно-программное устройство, создавалась на базе специально разработанных микромодулей. В создании этой аппаратуры большой вклад внесли В.П. Васюков, И.М. Мошкунов, С.С. Клопков, Э.М. Креймерман и другие ведущие специалисты КБ-1 (ЦНИИ "Комета").

    Оригинальная для того времени бортовая система ориентации и стабилизации КА обеспечивала не только ориентацию осей КА в орбитальной системе координат, но и фиксацию факта необратимого отказа в ориентации КА с выдачей соответствующих команд. Определяющая роль в создании системы ориентации и стабилизации принадлежит ее главному конструктору П.М. Кириллову, его заместителю В.А. Новикову и другим ведущим специалистам КБ-1 (ЦКБ "Алмаз").

    Разработанные в ОКБ-52 (НПО "Машиностроение") под руководством академика В.Н. Челомея КА МКРЦ отличаются оригинальной для того времени конструкцией, рассчитанной на авиационную технологию изготовления. Первоначально предусматривалось размещение на одном КА космической РЛС, как основного средства разведки надводных кораблей (НК) и радиотехнического пеленгатора излучений корабельных РЛС в качестве средства, дополняющего космическую РЛС. Однако в связи с имеющимися ограничениями по массе бортовой аппаратуры по инициативе директора ЦНИИ-108 П.С. Плешакова (впоследствии министра радиопромышленности СССР) и А.А. Расплетина было принято решение о создании для системы МКРЦ КА двух типов: активного КА с бортовой космической РЛС и атомной электростанцией и пассивного КА с солнечным источником тока для радиотехнической разведки.

    Электрическая установка на солнечных батареях разрабатывалась непосредственно в ОКБ-52. В разработке системы МКРЦ видную роль сыграли такие ведущие специалисты ОКБ-52, как Г.А. Ерфемов, М.Б. Гуревич, И.А. Скипетров, В.Г. Гогин, В.Г. Ивашин, Г.А. Болтянский, А.Г. Жамалетдинов, Н.П. Белогрудин, А.И. Эйдис, В.В. Сачков, В.Е. Самойлов.

    В связи с ограничениями по выводимой ракетой-носителем массе КА в ОКБ-52 было принято решение о выводе КА на баллистическую траекторию с последующим собственным доразгоном с вершины баллистической траектории до орбиты ИСЗ.

    В результате разрабатываемая сначала в ОКБ-300, а затем в Тураевском МКБ "Союз" двигательная установка должна была включать в свой состав сравнительно мощный двигатель доразгона, средние по тяге двигатели коррекции орбитального движения и очень экономичные двигатели стабилизации с малой тягой. В создании такой, не имеющей себе аналогов, двигательной установки ведущую роль сыграли главный конструктор В.Г. Степанов, его заместители И.Б. Кизельштейн и В.С. Титов, начальники отделов Д.Д. Гилевич и Н.В. Ульянов.

    За разработку до сих пор не имеющей зарубежных аналогов атомной бортовой электростанции взялся конструктор ОКБ-670 (НПО "Красная Звезда") авиационной промышленности М.М. Бондарюк. Из-за большого количества технических проблем и в соответствии с начальными проработками было принято решение о параллельной разработке электростанций двух типов - с полупроводниковым преобразователем тепловой энергии ядерного реактора в электрическую и с термоэмиссионным преобразователем (ТЭП). В связи с опережающими успехами в разработке полупроводникового преобразователя в Сухумском физико-техническом институте первый вариант атомной электростанции прошел отработку в составе КА МКРЦ и был вместе с ним принят на вооружение. В 80-х годах были также завершены работы по ТЭП, пройдя отдельные летные испытания в составе приспособленных для этой цели КА МКРЦ. Научное руководство разработкой самих ядерных реакторов осуществлял Физико-энергетический институт. В создание бортовой атомной энергоустановки определяющий вклад внесли ее главные конструкторы М.М. Бондарюк, В.И. Сербии, Н.И. Михневич, ведущие конструкторы НПО "Красная Звезда" Ю.Н. Глазунов, И.М. Вышнепольский, главный конструктор ОКБ-12 авиационной промышленности А.С. Абрамов, начальник отдела С.Ф. Фарафонов, ведущий научный сотрудник ФЭИ В.Я. Пупко и многие другие специалисты. Авторский коллектив разработчиков бортовой атомной электростанции был удостоен Государственной премии СССР.

    Создание бортовых комплексов разведки КА МКРЦ осуществляли НИИ-17 (Московский НИИприборостроения) и Калужский филиал ЦНИИ-108 (Калужский НИРТИ).

    Разработка комплекса активной радиолокационной разведки проводилась в НИИ-17 под руководством главного конструктора комплекса И.А. Бруханского и Я.Б. Шапировского. Функции главного конструктора космической РЛС бокового обзора осуществлял П.О. Салаганик. Разработка БЦВМ проводилась под руководством главного конструктора БЦВМ М.П. Богачева. В связи с отсутствием данных по фоноцелевой обстановке при зондировании морской поверхности из космоса в качестве таковых были взяты данные, полученные в КБ-1 и НИИ-17 при проведении работ с авиационными РЛС. Эти данные были протестированы и уточнены при проведении аналоговых авиационных испытаний космической РЛС и в процессе летных испытаний системы МКРЦ.

    Под руководством члена-корреспондента АН СССР Л.Д. Бахраха была разработана легко компонующаяся на КА антенна РЛС.

    Разработка комплекса пассивной разведки со станцией радиотехнической разведки проводилась, последовательно, под руководством его главных конструкторов - директора Калужского НИРТИ С.И. Бабурина и В.Л. Гречки. В создании комплекса существенную роль сыграли В.М. Баланин, В.П. Гущин и начальник отдела В.Д. Арефьев.

    Корабельные комплексы разведки и целеуказания создавались Киевским НПО "Квант" под руководством И.В. Кудрявцева и Т.Е. Стефановича (главные конструкторы), Ю.В. Минько и А.Ф. Невдащенко.

    Наземный комплекс приема и обработки разведывательной информации разрабатывался НИИ-648 (НИИ точного приборостроения) во главе с главным конструктором Г.Б. Петропавловским, В.Г. Щетининым и Г.П. Виденеевым совместно с МНИИ-1 (ЦНИИ "Агат") - главный конструктор В.М. Минаев.

    Бортовая аппаратура радиолинии передачи информации и приемная часть наземного комплекса была разработана МНИИРС (главный конструктор М.С. Немировский).

    В качестве ракеты-носителя КА МКРЦ использовалась специально доработанная для вывода КА боевая ракета разработки Днепропетровского ОКБ "Южное" Минобщемаша (главный конструктор академик М.К. Янгель, ведущий конструктор Л.Д. Кучма - ныне Президент Украины). Для запуска ракеты-носителя под руководством главного конструктора КБТМ Минобщемаша В.Н. Соловьева был создан высокоавтоматизированный стартовый комплекс, который стал прообразом стартового комплекса для других ракет-носителей.

    Высокая степень автоматизации стартового комплекса ракеты-носителя позволила разработчикам аппаратуры предстартового контроля и предстартовой подготовки КА (ЦНИИ "Комета" - Л.А. Смирнов, А.Н. Мялик, Ю.В. Маленюк) включить в ее состав устройство, отображающее весь ход предстартовой подготовки ракеты-носителя и КА и осуществляющее на заключительном этапе автоматическое управление запуском ракеты по сигналам (меткам) системы единого времени.

    Следует отметить, что разработка системы МКРЦ в ЦНИИ "Комета" проводилась одновременно с разработкой космической системы с противоспутниковой обороны (ПСО). Вследствие этого использовался единый ракетный комплекс, а целый ряд технических решений был унифицирован на уровне созданных технических средств, что удешевило и упростило разработку и создание как системы МКРЦ, так и ПСО.

    В процессе разработки системы МКРЦ и ее технических средств много ценных предложений и советов внесли сопровождавшие разработку военные инженеры ВМФ - К.К. Франтц, Б.Н. Сергеев, В.С. Долин, Б.Д. Тронь, А.М. Петров, П.А. Верещагин, П.А. Трофимов и другие специалисты. Большое внимание вопросам создания системы МКРЦ и ее испытаниям уделяли Главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков.

    К работам по подготовке и проведению испытаний были привлечены сотни специалистов многих КБ, НИИ, проектно-монтажных организаций, Института вооружения МО и испытательных частей МО.

    На первом этапе (1965-1966 гг.) проводилась летная отработка системы ориентации и стабилизации и двигательной установки на КА с химическим источником тока. Для оценки точности построителей орбитальной системы координат на борту КА была установлена специально для этих целей разработанная автоматическая система астроориентации "Нептун". В результате были получены уникальные экспериментальные данные.

    На втором этапе (1967-1969 гг.) проводилась летная отработка системы радиоуправления и изготовленных для этих испытаний имитаторов бортовой атомной электростанции и химического источника тока. Бортовой комплекс системы управления был представлен в полном составе. Успешно проведенные летные испытания этой системы позволили приступить к летным испытаниям активных КА в полной комплектации бортовых средств, в том числе и с бортовой атомной электростанцией. Государственную комиссию на первом и втором этапах испытаний возглавил генерал-майор А.М. Войтенко.

    На заключительном, третьем этапе (1970-1978 гг.) проводились летные испытания МКРЦ последовательно в полном составе наземных технических средств: сначала с активными КА, а затем и с пассивными. Государственную комиссию возглавил заместитель главкома ВМФ адмирал Н.Н. Амелько. Техническое руководство работами по подготовке и проведению испытаний на всех этапах осуществляли А.И. Савин, М.К. Серов, Ю.Е. Петрущенко, М.Б. Гуревич, Г.Ф. Зотов. Завершались летные испытания системы с использованием первых образцов КА, изготовленных Ленинградским КБ "Арсенал" им. М.В. Фрунзе и "Мосприбором" (ЦНИИ "Комета"). При завершающей стадии летных испытаний системой выполнялись и эксплуатационные функции, предоставляя Военно-Морскому Флоту ценные сведения о надводной обстановке в Мировом океане.

    В процессе испытаний системы значительный вклад внесли коллективы 69-го ИЦ ВМФ под руководством Г.Ф. Дицкого, Е.Г. Вострикова, Г.В. Яковлева, В.Н. Дюкарева и НИИП-5 МО под руководством А.М. Войтенко, В.И. Нестеренко, П.С. Батурина.

    В результате испытаний система МКРЦ с КА активной радиолокационной разведки была принята на вооружение в 1975 г., а в полном составе, в том числе с КА радиотехнической разведки, - в 1978 г.

    Как в процессе проведения летных испытаний, так и на начальном этапе эксплуатации проводились исследования по возможности улучшения ТТХ системы МКРЦ, по результатам которых было принято решение о модернизации космических аппаратов и доработке наземных средств системы.

    Модернизация КА без внесения принципиальных изменений в их конструкцию была поручена Ленинградскому КБ "Арсенал" им. М.В. Фрунзе, ЦНИИ "Комета" и другим разработчикам бортовых систем КА, что позволило за счет внедрения в бортовую аппаратуру современной для середины 70-х годов элементной базы - микросхем существенно улучшить ТТХ системы МКРЦ и повысить срок активного существования КА в 4-6 раз. Активная роль в улучшении конструкции КА принадлежит КБ "Арсенал" им. М.В. Фрунзе, и в частности, главным конструкторам В.Ф. Калабину, Ю.Ф. Валову, а также Б.И. Полетаеву, В.Г. Волкову.

    Высокая эффективность созданной системы МКРЦ особенно ярко проявилась летом 1982 г. во время англо-аргентинского конфликта из-за Фолклендских (Мальвинских) островов. Система позволила полностью отслеживать обстановку на море, по полученной от системы информации Главным штабом ВМФ был определен момент начала высадки английского десанта.

    При проведении в процессе эксплуатации системы МКРЦ очередного запуска КА активной радиолокационной разведки "Космос-964" выявился весьма существенный недостаток системы управления переводом РОЧ КА, что привело в январе 1978 г. к вхождению конструкции ядерного реактора с целой активной зоной в плотные слои атмосферы и, в конечном счете, к выпадению на поверхность Земли в районе Б. Невольнического озера (Канада) некоторого количества радиоактивных осадков.

    По результатам проведенного анализа были разработаны и внедрены мероприятия, полностью исключающие возможность несрабатывания системы управления переводом в аналогичных и других ситуациях. Одновременно в конструкцию бортовой атомной электростанции были внесены изменения, обеспечивающие полное сгорание активной зоны ядерного реактора при любом его вхождении в плотные слои атмосферы. Эффективность этих мероприятий была подтверждена в 1983 г., когда перевод РОЧ КА из-за неисправности его исполнительной схемы, возникшей в процессе этой операции, не сработал и активная зона реактора сгорела в верхних слоях атмосферы (КА "Космос-1402"). При этом проведенный тщательный контроль со стороны как СССР, так и США каких-либо радиоактивных загрязнений поверхности Земли не обнаружил.

    За создание системы МКРЦ А.И. Савину присвоено звание Героя Социалистического Труда, М.К. Серову, Т.Е. Стефановичу, В.Л. Гречке, Л.Д. Кучме и Н.Н. Амелько была присуждена Ленинская премия, а за разработку радиоэлектронных комплексов системы В.И. Баланину, В.П. Васюкову, В.П. Гущину, Е.В. Дмитриеву, Г.Ф. Зотову, В.Н. Ревенко, П.О. Салаенику, Ю.В. Минько, А.Ф. Невдащенко, Н.А. Кочешкову и А.Ф. Якунину была присуждена Государственная премия СССР. Большая группа инженерно-технических работников, рабочих и военных специалистов за активное участие в работах по созданию системы МКРЦ была награждена орденами и медалями СССР.

    Созданная усилиями видных деятелей науки и техники СССР система морской космической разведки и целеуказания, состоящая из сложнейших разнородных технических комплексов, объединенных устройствами сопряжения и единым алгоритмом функционирования, успешно решает задачи как разведки надводной обстановки на акватории Мирового океана, так и целеуказания противокорабельному оружию ВМФ.

    Система МКРЦ явилась первой системой космической разведки и целеуказания по подвижным морским целям, не имеющей аналогов до последних лет. Своеобразную оценку созданной системы дал военно-промышленный комплекс США, который, разрабатывая противоспутниковую систему "Асат", обосновал необходимость ее создания для противодействия в первую очередь спутникам системы МКРЦ.

    Материалы по истроии радиолокации и разработок РЛ техники

    Название Автор Источник Примечания
    Радио-
    электронные средства освещения надводной и воздушной обстановки
    Г.С. Баскаков Сервер "Российский флот" История развития морских РЛС
    Развитие радио-
    локационной техники
      Сервер музея "НИТЕЛ"  
    СОИ глазами советского полковника Шмыгин А.И. домашняя страница Воспо-
    минания Г.В.
    Кисунько
    Федор Волков - создатель радаров для истребителей А.Канащенков, Ю.Гуськов. Военный парад' 25-98 История создания авиа-
    ционных РЛС
    Пионеры компью-
    теризации корабельных радио-
    электронных систем
      Музей копьютерной науки и техники Истроия развития на Украине вычи-
    слительной техники для морской РЛ
    История ЦКБ "Алмаз"   Сервер ЦКБ "Алмаз"  

    Дополните и/или уточните сведения.

    rlock@mail.ru
Hosted by uCoz